Судебная практика


Для тех кто ждет...


Мы ВКонтакте

Колонии на карте России




Реклама


Места лишения свободы

Облако тегов
Эксклюзив

Проблемы в обеспечении законности в сфере исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка 29 апреля 2015 года выступил на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2014 году и о проделанной работе по их укреплению. Доклад о состоянии законности в стране основан на материалах надзорной практики прокуроров и результатах работы других правоохранительных органов. Он отражает тенденции происходивших в стране изменений социально-политической обстановки и анализ состояния законности и правопорядка в Российской Федерации в 2014 году, раскрывает приоритетные направления деятельности органов прокуратуры с приведением наиболее распространенных нарушений федерального законодательства.
При его подготовке проанализированы предложения правоохранительных органов Российской Федерации по укреплению законности и правопорядка, дана оценка деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления. Особое внимание уделено перспективным направлениям дальнейшей работы по укреплению законности и правопорядка в целях совершенствования деятельности государственно-властных институтов и ее соответствия предъявляемым требованиям.
В докладе было раскрыто состояние законности в сфере исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации.
В ходе надзора за исполнением законов при содержании под стражей и отбывании наказаний первостепенное значение прокурорами уделялось соблюдению прав лиц, заключенных под стражу, и осужденных соответствию условий их содержания в местах лишения свободы требованиям национального законодательства и нормам международного права.
По состоянию на 01.01.2015 в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - СИЗО и ПФРСИ), содержалось более 117,4 тыс. человек (94 % от вместимости), в исправительных и лечебных учреждениях (далее - ИУ) отбывало наказание 552,6 тыс. человек (81 % от вместимости). На учете в уголовно–исполнительных инспекциях (далее - УИИ) состояло 435 тыс. человек.
Количество лиц, содержащихся в СИЗО и ПФРСИ, за 2014 году увеличилось на 3 тыс. заключенных. Вместе с тем в исправительных учреждениях число осужденных сократилось на 8,6 тыс., а состоящих на учете в УИИ - более чем на 17 тыс. человек.
В истекшем году в целях соблюдения конституционных прав граждан в местах принудительного содержания прокурорами проведено 48,1 тыс. проверок, выявлено 184,2 тыс. нарушений закона, внесено 23,4 тыс. представлений об их устранении, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 31,7 тыс. лиц. На незаконные правовые акты принесено 6 873 протеста. По постановлениям прокуроров возбуждено 1,5 тыс. производств об административных правонарушениях, с целью восстановления нарушенных прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, направлено в суд 1 319 исков. В результате было выявлено нарушений почти на 10 % больше чем в 2013 году.
Возросшие количественные показатели в основном связаны с активизацией прокурорских проверок в пенитенциарных учреждениях, в том числе в двух новых субъектах Российской Федерации Республике Крым и г. Севастополе.
Наиболее характерными нарушениями законодательства в уголовно-исполнительной системе по-прежнему являются недостатки в сферах коммунально-бытового и медико-санитарного обеспечения, которые составили более 35 % от их общего количества.
Об этом же свидетельствовали многочисленные постановления Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ), в том числе и в пилотном постановлении по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации», в котором констатировано наличие в пенитенциарных учреждениях длящихся нарушений законодательства, регламентирующего порядок и условия размещения граждан. Всего в отчетном периоде ЕСПЧ принято 21 постановление в пользу заявителей, по которым Российской Федерацией выплачено 227 тыс. евро.
Длительное время остро стоит проблема с размещением в СИЗО подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Требования Федерального закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» об обеспечении подозреваемых и обвиняемых санитарной площадью в расчете 4 кв. м. на одного человека в 59 следственных изоляторах 24 субъектов Российской Федерации не соблюдались. В ряде случаев лица, заключенные под стражу и осужденные, не были обеспечены индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и предметами первой необходимости. Находившиеся в эксплуатации камерные помещения зачастую не отвечали нормам гигиены и санитарии, а также правилам пожарной безопасности. Такая неблагополучная обстановка, касающаяся условий содержания арестованных лиц отмечалась в республиках Башкортостан, Крым и Татарстан, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, Астраханской, Волгоградской, Ленинградской, Ростовской, Рязанской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях, г. Санкт-Петербурге. Особенно неблагополучное положение сложилось в г. Москве и Московской области, где переполнение в СИЗО в среднем составило 23 - 25 % от вместимости.
Одной из причин переполнения СИЗО явилось чрезмерно широкое применение судами меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, привлекаемых к ответственности за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Из 269 тыс. человек вновь арестованных, поступивших в СИЗО в истекшем году, 107 тыс. или 39,6 % относились к указанной категории лиц.
В связи с этим в сентябре 2014 году проведено межведомственное совещание с участием представителей МВД России, ФСКН России, СК России, Минюста России, ФСИН России, органов суда и прокуратуры г. Москвы и Московской области, на котором выработан ряд мер, направленных на изменение этой ситуации, в том числе за счет строительства и реконструкции действующих следственных изоляторов.
В то же время по решению Минфина России финансирование Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 г. № 540, сокращено на 17,7 млрд. руб. В результате ее секвестирования количество объектов, запланированных к 81
вводу в эксплуатацию в 2015–2016 годах, сократилось на 56,9 % (с 365 до 157), в том числе 3 новых следственных изолятора на 1,3 тыс. мест, 17 режимных корпусов на 3,5 тыс. мест, 126 объектов жизнедеятельности учреждений. Это не позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых в них в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы нарушаются права осужденных на охрану здоровья и оказание надлежащей квалифицированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
По-прежнему не хватает современных лекарственных средств и медицинского оборудования. Назрела острая необходимость его обновления либо замены ввиду истечения срока эксплуатации. Многие здания и сооружения лечебных учреждений УИС требуют ремонта, в том числе капитального. Средств, выделяемых ежегодно для замены полностью изношенной медицинской техники, явно недостаточно. Значителен удельный вес вакантных штатных единиц в подразделениях медицинской службы, в особенности врачей-специалистов. Имели место многочисленные факты несвоевременного проведения лицам, содержащимся под стражей, и осужденным обязательного медицинского обследования. Все это приводит к стабильно высокому уровню смертности среди содержащихся под стражей лиц и осужденных.
За истекший год в пенитенциарных учреждениях всего умерло 4 063 человека, из них 3 542 в результате заболевания.
Во многих следственных изоляторах и исправительных учреждениях требования уголовно-исполнительного и другого законодательства о поддержании должного правопорядка не выполнялись.
Не перекрыты каналы поступления к заключенным под стражу и осужденным большого количества запрещенных к использованию предметов, телефонов мобильной связи, алкогольных напитков, наркотических средств, колющих и режущих предметов. Нередко с их помощью совершались убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом, побеги. В 2014 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы лицами, заключенными под стражу и осужденными совершено 861 преступление, в том числе 17 убийств, 50 причинений тяжкого вреда здоровью, а также 408 самоубийств.
Не соблюдались должным образом требования уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении осужденных к труду.
В 2014 году органами прокуратуры выявлено свыше 14,5 тыс. нарушений закона в данной сфере.
Основными из них являлись недостаточное количество в исправительных учреждениях рабочих мест для осужденных; отсутствие у многих из них специальностей, дающих возможность трудиться по профессии; предоставление неквалифицированной работы; низкая заработная плата и ее несоответствие установленному минимальному размеру оплаты труда; привлечение осужденных к выполнению работ без оплаты сверх установленного законом времени.
Значительное количество таких нарушений вскрыто в исправительных учреждениях Республики Карелия, Забайкальского, Красноярского, Пермского и Хабаровского краев, Ростовской, Иркутской, Кемеровской и Архангельской областей.
Согласно данным ФСИН России, в 2014 году среднесписочная численность осужденных, подлежавших обязательному привлечению к труду, составляла 541,8 тыс. человек. Фактически же было привлечено к труду немногим более 222,5 тыс. Средняя заработная плата за один отработанный человеко-день в прошедшем году составляла 220,41 руб.
Из 164,8 тыс. осужденных, имеющих исполнительные листы на сумму 53,5 млрд. руб., погашали иски 99,3 тыс. человек. В истекшем году ими было возмещено 1,7 млрд. руб., что составило не более 3% от общей суммы.
Отсутствие у осужденных возможности трудиться не только не позволяет им погашать задолженность по исковым требованиям потерпевших и выплачивать алименты, но и возмещать затраты на их содержание в учреждениях УИС, как предусмотрено законом.
По-прежнему отмечаются проблемы с соблюдением норм законов в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.
При осуществлении надзора в этой сфере деятельности прокурорами в 2014 году выявлено более 69,0 тыс. нарушений законов.
Как показывает практика прокурорского надзора, контроль за поведением осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, еще не в полной мере отвечает требованиям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Ненадлежащее осуществление сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций контроля за подучетными лицами и профилактической работы с ними, а также низкая эффективность ведомственного контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы стали одними из причин и условий, способствовавших уклонению осужденных от отбывания наказания и от контроля за их поведением.
Неисполнение работниками уголовно-исполнительной системы требований законов, регламентирующих данную деятельность, способствовали совершению новых преступлений осужденными, состоящими на учете в УИИ. В 2014 году за совершение повторных преступлений осуждено свыше 19,0 тыс. лиц такой категории. В отношении 29,1 тыс. таких лиц возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки их на учет в уголовно-исполнительных инспекциях, 29,7 тыс. уклонялись от контроля за поведением, 13,4 тыс. были объявлены в розыск.83
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что в 2014 году допускались многочисленные нарушения действующего законодательства в отношении осужденных к обязательным работам и осужденных к исправительным работам. Нередко контроль за поведением условно осужденных и соблюдением осужденными условий отсрочки отбывания наказания носил формальный характер. Не везде надлежащим образом был организован надзор за поведением осужденных к ограничению свободы и контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Несмотря на положения пункта 10 статьи 107 УПК РФ об использовании в целях осуществления контроля за поведением лиц, находящихся под домашним арестом, средств электронного мониторинга подучетных лиц, эти средства в ряде случаев не использовались из-за их отсутствия в распоряжении УИИ. Обеспеченность УИИ техническими средствами не превышало 80 % от потребности.
Значительно хуже ситуация с контролем за поведением осужденных к ограничению свободы, в отношении которых применение средств электронного мониторинга охватывало на 01.01.2015г. всего 42,2 % этой категории лиц.
Серьезные нарекания вызывает деятельность органов внутренних дел, которые в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» обязаны участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных к наказанию не связанному с лишением свободы.
В органах внутренних дел в 2014 году прокурорами выявлены факты, когда сотрудники полиции несвоевременно представляли в УИИ сведения о поведении условно осужденных и совершенных ими правонарушениях. Более того, в Ставропольском крае, Архангельской, Кемеровской, Мурманской, Ростовской, Тамбовской областях сотрудниками полиции с целью создания видимости активной деятельности фальсифицировались материалы о проведении ими профилактических мероприятий с осужденными.
Выявленные прокурорами нарушения закона при исполнении уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера свидетельствуют о недостаточном ведомственном контроле за деятельностью органов и учреждений ФСИН России со стороны как территориальных органов, так и федерального органа УИС.
В истекшем году о состоянии законности в деятельности учреждений УИС, в том числе во вновь образованном Крымском федеральном округе, и соблюдении в них прав граждан на надлежащие условия при содержании под стражей и отбывании наказания, охрану здоровья, нарушениях при рассмотрении обращений граждан в органах ФСИН России руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации проинформирован Министр юстиции Российской Федерации, которому направлено 6 писем. Об устранении перечисленных нарушений закона в этот же период непосредственно директору ФСИН России внесено 10 представлений. По 84 результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 506 должностных лиц.
Имеются проблемы в подборе кадрового состава уголовно-исполнительной системы. В истекшем году 147 сотрудников осуждено за совершение преступлений при злоупотреблении служебным положением, в том числе 138 человек за коррупционные преступления. Такие случаи наиболее характерны для территориальных органов УИС Самарской, Свердловской, Ростовской, Челябинской и Иркутской областей.
Таким образом, в деятельности УИС имеется комплекс проблем, для решения которых ФСИН России требуется принять дополнительные меры, направленные в первую очередь на соблюдение конституционных прав и законных интересов граждан, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы.

По материалам: genproc.gov.ru
29.04.2015
  • Просмотров: 3390



Читайте также:
Loading...
Экстренные новости