Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
ФСИН России: достижения и нерешенные проблемы в 2011 году

Сегодня 9 февраля 2012 года состоялось расширенное заседании коллегии ФСИН России, на котором Служба отчиталась о результатах своей деятельности в 2011 году. Как было отмечено в выступление директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А.А. Реймера, для Федеральной службы исполнения наказаний, органов и учреждений службы, главным направлением деятельности в прошедшем году было выполнение задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, а также решение неотложных проблем деятельности уголовно-исполнительной системы.
Реализация этих задач невозможна без внесения соответствующих изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Именно поэтому, по инициативе ФСИН и Минюста России, при поддержке Президента и Председателя Правительства Российской Федерации в 2011 году органами государственной власти нашей страны приняты 14 федеральных законов, направленных на развитие уголовно-исполнительной системы, гуманизацию отдельных направлений уголовно-судебной системы.
Три Указа Президента Российской Федерации, 5 постановлений Правительства, подписанные в 2011 году, положительно повлияли на рост авторитета и престиж работы в исправительной системе, позволили Федеральной службе исполнения наказаний начать уверенное движение по пути развития института социальной реабилитации осужденных, адаптации к жизни за пределами мест лишения свободы.
Еще 23 подготовленных проекта федеральных законов находятся на рассмотрении в органах государственной власти.
Среди основных достижений работы ФСИН в 2011 году: снижение числа заключенных, выполнение мероприятий по перепрофилированию исправительных колоний в тюрьмы нового поколения, улучшение криминогенной обстановки в исправительных учреждениях, а также "развенчание" трех воров в законе. Кроме того, директор ФСИН Александр Реймер рассказал о том, какие уголовные дела чаще всего возбуждаются на сотрудников службы исполнения наказаний.
Количество осужденных в исправительных учреждениях с начала прошлого года снизилось на 54 тысячи 168 человек (-7,6%) и составило 639 тысяч 626 человек.
Изменение судебной практики избрания меры пресечения за счет расширения применения мер, не связанных с изоляцией от общества, а также работа, проводимая ФСИН России и ее территориальными органами в целях разгрузки учреждений, привели также к сокращению количества лиц, содержащихся в следственных изоляторах, по сравнению с 2010 годом на 6,1 тысяч человек или на 5,4%. Общая численность лиц, содержащихся под стражей, на начало 2012 года составила 107 тысяч человек.
(Снизилось количество лиц, в отношении которых судами в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу на 21,3 тыс. чел. или на 7,3%.
Всего в 2011 году в СИЗО поступило 271,2 тыс. человек (в 2010 году – 292,6 тыс. чел.).
Аналогичная ситуация складывается в отношении несовершеннолетних и женщин.
По сравнению с 2010 годом количество вновь арестованных несовершеннолетних сократилось на 20,7%, женщин на 10,0%, в том числе за преступления небольшой и средней тяжести на 27,5% и 9,9% соответственно.)
Лимиты всех следственных изоляторов (230) приведены в соответствие с фактическим наличием жилых площадей для размещения лиц, заключенных под стражу.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007 – 2016 годы» службой в 2011 году введено в эксплуатацию 1869 и завершается создание еще 1445 мест, ввод в эксплуатацию которых начался в феврале текущего года.
Результаты этой работы позволили обеспечить размер санитарной площади, приходящейся в среднем на одного содержащегося под стражей в следственных изоляторах, в 4,5 кв. метра (что выше нормы, установленной законодательством Российской Федерации).
Одним из ключевых направлений развития уголовно-исполнительной системы является выполнение мероприятий по перепрофилированию исправительных колоний в тюрьмы нового поколения, с обеспечением условий содержания осужденных, соответствующих международным требованиям, а также в колонии поселения нового типа.
Разработаны модели учреждений нового вида с различными режимами содержания осужденных. В двадцати территориальных органах проводятся мероприятия по приведению условий содержания осужденных к новым требованиям в соответствии с утвержденными моделями.
Планируется создать 721 учреждение нового вида с общим лимитом 638 тысяч 155 мест, в том числе:
58 тюрем особого режима (на 36 тысяч 600 мест);
180 тюрем усиленного режима (на 222 тысячи мест);
210 тюрем общего режима для содержания мужчин (с лимитом 243 тысячи мест) и 55 тюрем общего режима для осужденных женщин (на 35 тысяч мест);
218 колоний-поселений с усиленным и обычным наблюдением (с общим лимитом 101 тысяча мест).
Достигнутые результаты обеспечения исполнения норм раздельного содержания осужденных, обвиняемых и подозреваемых, повышение эффективности работы оперативных служб во взаимодействии с воспитательными службами, позитивно сказалось на обстановке в исправительных учреждениях страны в части обеспечения личной безопасности осужденных и персонала, соблюдения установленного законом порядка отбывания наказаний.
Число зарегистрированных преступлений уменьшилось на 15,4% (с 944 до 799).
Уровень преступности в ИК в расчете на 1 тыс. осужденных снизился на 8,3%.
Вместе с тем, на начало 2011 года состояние правопорядка в учреждениях 10 территориальных органов ФСИН характеризовалось как наиболее сложное.
Уровень правонарушений и преступлений в исправительных колониях этих территорий кратно превышал среднестатистическую ситуацию в стране.
На начало 2012 года 38,5 % осужденных, содержащихся в исправительных колониях, отбывают наказание за совершение умышленных тяжких преступлений,
46 % – умышленных особо тяжких преступлений,
29,5 % - осуждены второй раз,
32 % – третий раз и более.
В воспитательных колониях 59 % воспитанников отбывают наказание за совершение умышленных тяжких преступлений,
36 % – умышленных особо тяжких преступлений,
29 % - осуждены второй раз,
22 % – третий раз и более.
По состоянию на 1 января 2012 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 85 так называемых «воров в законе» (44 из них, находятся в исправительных колониях, 14 - в тюрьмах), 523 лидера уголовно-преступной среды, 1743 лидера и активных участника группировок отрицательной направленности.
В результате проводимой работы развенчано 146 лидеров, в том числе 3 так называемых «вора в законе», разобщено 239 группировок отрицательной направленности.
Правоохранительным органам оказано содействие в изъятии 148 единиц оружия, 5000 единиц боеприпасов, более 50 кг. взрывчатых веществ, более 770 кг. наркотиков.
В прошедшем году за передачу, либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов задержано 7807 граждан.
При попытке доставки осужденным изъято около 6 млн. рублей, 10 тыс. литров спиртных напитков, 79 кг наркотических веществ, более 27,5 тыс. единиц средств связи.
Одним из приоритетных направлений деятельности ФСИН России оставалось обеспечение надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Принятые меры позволили, несмотря на не снижающуюся побеговую активность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сократить побеги из-под охраны на 36,4% (с 11 до 7 случаев).
Не допущено побегов из тюрем, исправительных колоний особого режима, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний.
В полном объеме выполнены задачи конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей. По установленным маршрутам за год перемещено около 2 миллионов (1 млн 877 тысяч 397) осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В ходе выполнения служебных задач сотрудниками специальных подразделений по конвоированию не допущено побегов конвоируемых лиц, преступлений и грубых нарушений правил несения службы. Предотвращена 1 попытка побега подследственного «на рывок», отражены 4 нападения конвоируемых лиц на сотрудников караулов.
Особыми караулами выполнено 540 служебных задач по конвоированию особо опасных преступников, из них 58 караулов по перемещению лиц, содержащихся под стражей, при реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных и экстрадиции.
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы разработана и с 1 апреля 2011 года внедрена в деятельность исправительных учреждений система стимулов осужденных к законопослушному поведению, так называемых «социальных лифтов».
В прошедшем году комиссиями рассмотрены материалы в отношении 369 тысяч осужденных. 39 тысяч переведены в облегченные условия содержания, 13 с половиной тысяч осужденных переведены из исправительных колоний в колонии-поселения. Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким наказанием 3 тысячам 500 осужденным, более 45 тысяч человек освобождены условно-досрочно.
Вместе с тем, более 5-ти тысяч осужденных переведены в строгие условия содержания, 1727 осужденных переведены из колоний-поселений в исправительные колонии или из исправительных колоний в тюрьмы.
В 2011 г. Президентом Российской Федерации помилованы 109 человек (2010 год - 94).
Для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, разработана модель воспитательного центра – учреждения нового вида для отбывания наказания несовершеннолетними осужденными.
Апробация модели воспитательного центра проводилась в Брянской, Белореченской (Краснодарский край), Алексинской (Тульская область), Канской (Красноярский край) и Можайской (Московская область) воспитательных колониях.
В 2012 году начата апробация модели воспитательного центра еще в пяти воспитательных колониях: Архангельской, Бобровской (Воронежская область), Новооскольской (Белгородская область), Камышинской (Волгоградская область), Новосибирской.
Особую роль в социальной реабилитации воспитанников и их подготовке к освобождению из мест лишения свободы обеспечивает перевод на льготные условия отбывания наказания с пребыванием в реабилитационных центрах, которые создаются за пределами охраняемой режимной зоны. Такие центры сегодня функционируют в пяти воспитательных колониях. Их эффективность несомненна.
Анализ официальной статистики свидетельствует о 8-9 процентном (2009г. – 8,7%, 2010г. – 8,8%, 2011г. – 8,8%) рецидиве преступности в среде несовершеннолетних, однажды побывавших в воспитательных колониях.
При этом с 2002 года ни один из двухсот сорока (241) воспитанников, освободившихся из реабилитационных центров, повторных преступлений не совершал.
Реализуется курс на расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы.
Введено в действие и исполняется наказание в виде ограничения свободы.
По состоянию на 1 января 2012 года на учетах инспекций состояло 13 тысяч 799 осужденных к ограничению свободы. В отношении 1429 из них применены электронные средства контроля, которые уже позволили выявить 136 нарушений режима отбывания наказания.
В течение года члены ОНК более 1770 раз посещали учреждения УИС, 711 раз принимали участие в работе комиссий исправительных учреждений по вопросам, связанным с изменениями условий содержания осужденных, заменой неотбытой части наказания более мягким видом, условно-досрочного освобождения.
Производственный сектор исправительных учреждений был ориентирован на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.
За прошлый год выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму свыше 31 миллиарда 600 миллионов рублей, или 108% по отношению к 2010 году.
Объем производства продукции, выполненных работ и оказанных услуг для нужд уголовно-исполнительной системы составил 52 % от общего объема производства – это порядка 16 с половиной миллиардов рублей (113% к 2010 году).
На оплачиваемых работах было трудоустроено 215 тыс. осужденных (2010 год - 211,7 тыс. чел.). Среднедневная зарплата осужденных выросла со 144 рублей 03 копеек до 165 рублей 30 копеек или на 14,8%.
Активизируется взаимодействие с заинтересованными органами власти по вопросам, связанным с трудовым и бытовым устройством лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. В настоящее время в 68 субъектах Российской Федерации действуют 186 региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской и иной помощи.
Подписано Соглашение о сотрудничестве ФСИН России с Федеральной службой по труду и занятости. В двухсот семидесяти четырех исправительных учреждениях (274 26%) в 62 субъектах Российской Федерации для осужденных установлены мультимедийные терминалы с электронной базой об имеющихся вакансиях на рынке труда.
В Республике Мордовия, Нижегородской, Кемеровской и Ивановской областях терминалы установлены в 90% учреждений.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 11.08.2010 № ПР-2358, в уголовно-исполнительной системе проводится эксперимент по формированию новой организационной модели медицинской службы, ведется работа по повышению качества медицинского обслуживания работников службы и спецконтингента.
Для учреждений уголовно-исполнительной системы закуплено и смонтировано:
5 – флюорографических кабинетов,
50 – стоматологических кабинетов,
100 – дезинфекционных камер,
34 – рентгено-диагностических комплекса,
10 – комплектов для анестезиологии (реанимации),
8 – УЗИ-аппаратов,
7 – УЗИ сканеров,
Введено в эксплуатацию 20 – мобильных цифровых рентгенографических комплексов.
Всего на сумму 774 с половиной млн. рублей.
Принятые меры позволили добиться снижения общей заболеваемости среди содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы на 21 тысячу человек или 5,3%, (всего больных 389155 человек в 2010 – 410679 человек), в том числе: больных туберкулезом – на 10%. Численность больных, состоящих на диспансерном учете, сократилась на 57 с лишним тысяч.
Общая смертность снизилась незначительно, лишь на -0,3% (всего умерло – 4402), вместе с тем, смертность от заболеваний туберкулезом снизилась на 14%.
В текущем году ФСИН России продолжит работу по переходу на новую модель всей медицинской службы УИС.
Значительного внимания потребовала работа по обновлению и формированию кадрового ядра службы.
В 2011 году принят ряд решений по закреплению специализации за образовательными учреждениями ФСИН России с учетом характера службы в УИС, подготовке кадрового резерва, оптимизации системы образовательных учреждений ФСИН России, разработке новой нормативной базы с учетом проведения реформы, направленной на укрепление практической составляющей учебно-воспитательного процесса и учебной материальной базы.
Несмотря на то, что по ряду направлений ФСИН удалось добиться реальных, стабильных, положительных результатов, сохраняются проблемы, требующие особого внимания.
Несмотря на сокращение численности спецконтингента и ввод новых площадей в следственных изоляторах, до настоящего времени в 18-ти территориальных органах ФСИН России размер санитарной площади, приходящейся в среднем на одного содержащегося под стражей, не доведен до нормы, установленной законодательством Российской Федерации.
По-прежнему пристального внимания требуют воспитательные колонии, где в течение прошлого года допущено 8 преступлений, столько же, сколько и в 2010 году.
Основной причиной этих происшествий стало попустительство развитию в среде осужденных воровских традиций на фоне всепрощения и заигрывания администрации с воспитанниками.
Продолжают выявляться факты создания привилегированных условий так называемым "ворам в законе", "смотрящим" и прочим "авторитетам", завуалированной передачи администрацией учреждений исполнительно-распорядительных функций осужденным.
Заигрывание с лидерами уголовно-преступной среды в конечном итоге приводит к неспособности руководителей учреждений и управлений контролировать обстановку.
Не снижается уровень побегов из-под надзора. В расчете на 1 тысячу осужденных, находящихся под надзором, он возрос на 6,3%.
Причины и условия совершения побегов не меняются годами. Практически все они допускаются, по причине отсутствия контроля, самоуспокоенности руководителей и сотрудников при несении службы, а также в результате отсутствия упреждающей информации и низкой результативности профилактической работы.
Продолжает оставаться большим число осужденных, не погашающих иски. Из 234 тысяч человек, имеющих иски, погашает их только 98 тысяч или 41,6%.
В 24 территориальных органа ФСИН России допущено снижение по сравнению с предыдущим годом объемов производства.
Несмотря на то, что численность условно осужденных в 2011 году снизилась на 5,2%, уровень повторной преступности среди этой категории осужденных возрос на 8,4%, при этом уровень продлений испытательного срока снизился на 23,9%, уровень возложения судом дополнительных обязанностей также снизился на треть.
В последние два года на острие проблемных вопросов, требующих незамедлительного решения, выходит ситуация с текучестью кадров и замены кадрового ядра, обусловленная не только уходом на заслуженный отдых сотрудников, достигших предельного срока службы, но и освобождением службы от руководителей и сотрудников, препятствующих, в силу непонимания или осознанного противодействия, реформированию системы.
Освобождены от занимаемых должностей 16 руководителей территориальных органов ФСИН и 4 руководителя образовательных учреждений.
Вновь назначены 26 руководителей. 14 руководителей назначены Указами Президента Российской Федерации.
В 2011 году, при росте численности сотрудников принятых на службу, на 6% (принято 25277 против 23603 в 2010г.), численность уволенных со службы возросла на 20% (32142 против 26878). При этом на 29% возросло число сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам (351 против 272), на 18% - по собственному желанию (10005 против 8516).
Положительно я оцениваю сегодня ситуацию с сокращением ежегодно на 25% числа сотрудников, увольняющихся в первые годы службы (1379 против 1605). Очевиден рост доверия к службе, что характеризуется почти двукратным сокращением числа сотрудников, уволенных за нарушение условий контракта (1370 против 2164), однако, рост допускаемых должностных проступков, а равно преступных проявлений со стороны сотрудников службы, требует повышенного внимания и принятия дополнительных мер различного характера, как воспитательного, так и направленных на решение социальных проблем подчиненных.
Руководством Федеральной службы исполнения наказаний вопросы обеспечения социальных гарантий сотрудников УИС постоянно рассматриваются как наиважнейшие.
В 2011 году построено 5 жилых домов и сдано в эксплуатацию 238 квартир. Выдано 346 жилищных сертификатов на сумму 602,14 млн. рублей. Также для сотрудников территориальных органов ФСИН России приобретено 18 квартир. Введены в эксплуатацию: общежитие для сотрудников УФСИН России по Московской области в г. Пушкино на 38 квартир; общежитие на 51 место для сотрудников 14-й колонии УФСИН России по Хантымансийскому автономному округу; переоборудовано здание бывшей поликлиники под общежитие на 12 квартир в пос. Явас республики Мордовия.
Представляет серьезную угрозу не только для авторитета службы, как элемента государственности совершение преступлений сотрудниками, что создает серьезную угрозу эффективности ее функционирования, подрывает сам смысл решаемых нами государственных задач.
Адекватной реакции кадровых и воспитательных служб требует прежде всего ситуация с предательством интересов службы нашими сотрудниками, повышения качества и эффективности работы подразделений собственной безопасности, службы, которая в прошедшем году окончательно заняла свое место в общей системе обеспечения безопасности сотрудников, а равно защиты Службы исполнения наказаний от различных проявлений предательства и коррупции.
В 2011 году сотрудниками подразделений собственной безопасности выявлено 584 факта неслужебных связей (2010 г. – 475). В отношении 425 сотрудников УИС (2010 год – 372) возбуждено 416 уголовных дел (2010 год – 356), из них 261 – коррупционной направленности (2010 год – 192).
В заключении Директор ФСИН России А.А. Реймер обратил внимание участников коллегии на то, что это далеко не полный перечень проблемных вопросов, которые будут обсуждаться заседании коллегии. Что в 2012 году ФСИН России предстоит завершить первый этап реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы.
Также он напомнил, что меньше месяца остается до проведения выборов Президента Российской Федерации. Предстоит значительная работа, направленная на реализацию избирательных прав лиц, заключенных под стражу. А это около 73 тыс. человек.
Важно не только не допустить чрезвычайных происшествий в период подготовки и проведения выборов, но и организовать работу так, чтобы каждый, определенный законом избиратель, смог свободно реализовать свое конституционное право.

fsin.su
09.02.2012

  • Просмотров: 2175
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.