Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
Инструкция о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях ...

Инструкция
о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе
Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации

Утверждена приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 14

(в ред. Приказа Следственного комитета при прокуратуре РФ от 07.10.2008 N 85)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", иными федеральными законами и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет).
2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц Следственного комитета и его следственных органов (следственных подразделений) в пределах их компетенции:
а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) и их заместителей (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ);
б) следователей (старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей);
в) иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять прием и регистрацию сообщений о преступлениях.
3. Значение терминов, используемых для целей настоящей Инструкции:
а) сообщение о преступлении - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, оформляемые процессуальными документами, предусмотренными ч. 2 ст. 20, ст. 141 - 143 УПК РФ:
заявлением потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения;
письменным заявлением о преступлении, подписанным заявителем;
протоколом принятия устного заявления о преступлении;
протоколом следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенной копией или выпиской из него;
протоколом судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенной копией или выпиской из него;
заявлением о явке с повинной (добровольное письменное сообщение лица о совершенном им преступлении);
протоколом явки с повинной (добровольное устное сообщение лица о совершенном им преступлении, внесенное в протокол);
рапортом об обнаружении признаков преступления;
б) принятие (прием) сообщения о преступлении - получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным на эти действия;
в) регистрация сообщения о преступлении - внесение уполномоченным должностным лицом в книгу регистрации сообщений о преступлениях (приложение 1) кратких сведений об информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера;
г) проверка сообщения о преступлении - процессуальные и иные действия, производимые правомочным на то должностным лицом по сообщению о преступлении;
д) принятие процессуального решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении - вынесение уполномоченным на то должностным лицом постановления, предусмотренного ст. 145 УПК РФ:
о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ или в суд на основании ч. 2 ст. 20 УПК РФ (по уголовным делам частного обвинения);
е) следственные органы Следственного комитета - входящие в систему следственного комитета: Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам, и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам, а также структурные подразделения указанных следственных органов и их центральных аппаратов (главные управления, управления, отделы и отделения), уполномоченные производить предварительное следствие и (или) к компетенции которых Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета) отнесено осуществление процессуальных полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных ст. 39 УПК РФ, по контролю за следственными органами;
ж) руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующий следственный орган или его структурное подразделение, к компетенции которого отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление процессуальных полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных ст. 39 УПК РФ, по контролю за следственными органами, а также его заместитель.
4. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, контроль за их осуществлением возлагаются на руководителя следственного органа.
5. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом, указанным в Инструкции, возложенных на него полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, а также принятию по ним процессуальных решений влечет за собой ответственность, установленную законом и организационно-распорядительными документами Председателя Следственного комитета.

II. Прием сообщений о преступлениях

6. Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех следственных органах Следственного комитета.
7. В общедоступных помещениях административных зданий следственных органов Следственного комитета на стендах размещаются: выписки из положений УПК РФ и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, о явке с повинной; перечень должностных лиц, правомочных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; информация о месте, днях и часах личного приема граждан руководителем следственного органа и его заместителями; сведения о должностных лицах следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда (должность, Ф.И.О., адрес органа), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (или отказом в приеме) сообщения о преступлении. Такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на Интернет-сайте следственного органа Следственного комитета.
8. Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлениях в соответствии с требованиями УПК РФ являются должностные лица, указанные в п.п. "а", "б" п. 2 настоящей Инструкции.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" руководители следственных органов и их заместители принимают устные и письменные заявления граждан о преступлении (нарушении уголовного закона) в том месте, в те дни и часы, которые предусмотрены графиком приема граждан. Если во время личного приема гражданин сделал устное сообщение о преступлении, то оно оформляется руководителем следственного органа или его заместителем либо по их поручению следователем.
Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их оформление осуществляются дежурными следователями следственного органа Следственного комитета.
Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него сообщения о преступлении со стороны следователей, руководителя следственного органа и его заместителя, не привлеченных к дежурству.
Прием руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему нижестоящего руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них сообщения о преступлении осуществляется незамедлительно.
9. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственный орган Следственного комитета, в устном или письменном виде.
10. Устное сообщение о преступлении на основании ч. 3 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании ч. 5 ст. 141 УПК РФ оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ.
11. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. При этом заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос согласно ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе производится соответствующая запись, удостоверяемая подписью заявителя.
12. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным сообщением о преступлении, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 11 УПК РФ должно быть разъяснено право, предусмотренное ч. 1 ст. 141 УПК РФ, на подачу письменного заявления о преступлении. При приеме такого заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в заявлении заявителем производится собственноручная запись или делается отметка должностным лицом, принявшим заявление, которая удостоверяется подписью заявителя.
13. Письменное заявление о преступлении может быть направлено заявителем также почтовой, телеграфной, факсимильной связью, а также с использованием иных электронных средств связи.
Письменное заявление о преступлении должно содержать сведения о заявителе и подписано им.
14. Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольном как письменном, так и устном виде. Принятое устное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.
15. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть получены из иных источников. Такими источниками могут быть, например средства массовой информации ; письма и жалобы граждан; информация, переданная по телефону, телеграфу и иными средствами связи; постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); обращения государственных и иных организаций и др.
При обнаружении признаков преступления в ходе проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, составляется соответствующий рапорт (ст. 143 УПК РФ). Аналогичный рапорт составляется также при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление, относящееся к частному или частно-публичному обвинению, совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК РФ).
16. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии этого сообщения и указать в нем свои данные, а также дату и время его принятия.
17. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков (приложение 2) являются документами строгой отчетности.
Заполненные талоны-корешки сдаются (для отчета и организации их хранения в течение одного года с момента выдачи талона-уведомления заявителю) специально уполномоченному должностному лицу следственного органа Следственного комитета.
18. Отказ правомочного должностного лица принять сообщение о преступлении, а также невыдача им заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

III. Регистрация сообщений о преступлениях

19. Для регистрации поступивших по почте и принятых сообщений о преступлениях, обеспечения, контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятыми процессуальными решениями в следственных органах Следственного комитета ведется книга регистрации сообщений о преступлениях.
В книге регистрации сообщений о преступлениях (далее - Книга, если не указано иное) отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; данные о заявителе и должностном лице, принявшем сообщение о преступлении; номер талона-уведомления, выданного заявителю; краткое изложение сообщения; должность, фамилия лица, получившего для проверки сообщение о преступлении, его подпись и дата; сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.).
Книга является документом строгой отчетности и хранится 3 года с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.
20. Обязанности по ведению Книги и регистрации в ней сообщений о преступлениях возлагаются распоряжением руководителя следственного органа Следственного комитета на одного из подчиненных работников.
Функции по регистрации сообщений о преступлениях в нерабочее время, праздничные и выходные дни могут быть также возложены на дежурных следователей следственного органа Следственного комитета.
21. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в Книге, ведущейся в том следственном органе Следственного комитета, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.
22. При наличии причин, препятствующих должностному лицу зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, неблагоприятными погодными условиями и т.д.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в Книгу на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (почтовой, телефонной, телеграфной и иными средствами электронной связи).
23. Рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, регистрируется в том следственном органе Следственного комитета, в котором он был составлен.
24. Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий с внесенными в них сообщениями о неучтенных преступлениях подлежат регистрации в том следственном органе Следственного комитета, в который они поступили для проверки.
25. Регистрации в Книге также подлежат сообщения о преступлениях, поступившие из другого органа предварительного расследования (в т.ч. иного следственного органа Следственного комитета) по подследственности (независимо от ранее произведенной регистрации).
26. Запрещается отражать в Книге ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.
27. Непринятие правомочным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.

IV. Проверка сообщений о преступлениях

28. Принятые сообщения о преступлениях, в том числе поступившие по почте и другим каналам связи, после их регистрации незамедлительно докладываются руководителю следственного органа Следственного комитета либо его заместителю.
29. Руководитель следственного органа Следственного комитета либо его заместитель в целях обеспечения исполнения требований УПК РФ и Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" организуют рассмотрение сообщений о преступлениях, поручая следователю произвести проверку:
письменного заявления гражданина о преступлении (нарушении уголовного закона), принятого во время личного приема;
сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации;
иного сообщения о преступлении.
30. Анонимные сообщения о преступлениях, которые в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для проверки и оперативного использования. Если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной проверки, то она должна быть немедленно передана по телефону либо с использованием факсимильной, телетайпной или электронной связи в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
31. В ходе проверки сообщений о преступлениях следователями в пределах своих полномочий, предоставленных им УПК РФ, могут быть произведены осмотр места происшествия и иные проверочные действия, в т.ч. получены объяснения; истребованы и изучены необходимые документы и материалы; назначены документальные проверки или ревизии; затребованы имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию (за исключением случаев, когда это лицо поставило условие сохранить в тайне источник информации).
Требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах полномочий, установленных УПК РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
32. Если при рассмотрении сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче в другой орган предварительного расследования (в т.ч. в иной следственный орган Следственного комитета), а по уголовным делам частного обвинения - в суд, то следователь, вынесший постановление о передаче сообщения по подследственности или в суд, направляет его вместе с сообщением о преступлении и иными документами (при их наличии) в течение суток в соответствующий орган по подследственности или подсудности. О принятом решении следователь на основании ч. 2 ст. 145 УПК РФ сообщает заявителю, разъясняя ему порядок его обжалования, а копии постановления и сообщения о преступлении приобщает к соответствующему номенклатурному делу следственного органа.
Сведения, содержащиеся в сообщениях, требующих неотложного реагирования, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам телефонной или факсимильной связи.
Если по сообщению о преступлении принято решение о передаче его по подследственности (в т.ч. в иной следственный орган Следственного комитета) или в суд в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, то об этом делается соответствующая отметка в Книге.
33. Повторные сообщения приобщаются к первичному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается соответствующая отметка в Книге.
В том случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что по результатам рассмотрения другого сообщения об этом же преступлении (поступившего от этого же или иного заявителя) было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, такое сообщение по решению должностного лица, осуществляющего его проверку, приобщается к соответствующему материалу или возбужденному (прекращенному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в Книге.
Повторное заявление о преступлении, по которому ранее было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), в котором приведены ранее неизвестные сведения и доводы, может проверяться в процессуальном порядке лишь после отмены вышеуказанного постановления.
Поступившие в следственный орган Следственного комитета обращения (запросы), в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ, о чем заявители уведомляются соответствующим руководителем следственного органа или его заместителем с разъяснением права и порядка обжалования.
34. При проверке сообщения о преступлении следователь с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих немедленного реагирования, обязан в пределах своих полномочий принять незамедлительные меры к предотвращению и пресечению преступления, а также к обнаружению и фиксации признаков и следов преступления, иных доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.
О мерах, принятых по сообщению о преступлении, и их результатах следователь должен постоянно информировать руководителя следственного органа Следственного комитета для определения необходимости принятия дополнительных мер организационного характера (например, личное прибытие к месту происшествия и участие в его осмотре; привлечение дополнительных сил и средств, в т.ч. для раскрытия преступления по "горячим следам", и т.д.).
35. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня его (или первого сообщения о нем) поступления в тот следственный орган Следственного комитета, рассмотрение которого относится к его компетенции.
По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - до 30 суток.
36. Ходатайство о продлении срока проверки сообщения оформляется в виде постановления. Подлинник постановления приобщается к материалам проверки, а его копия - к соответствующему номенклатурному делу следственного органа.
37. О продлении срока проверки сообщения о преступлении должна быть произведена соответствующая отметка в Книге.
38. Постоянный контроль за соблюдением сроков проверки сообщений о преступлениях и ведением Книги возлагается на руководителя следственного органа Следственного комитета.
39. Принятые, зарегистрированные и проверяемые (проверенные) сообщения о преступлениях, книга регистрации сообщений о преступлениях, талоны-корешки, материалы проверки и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения этих сообщений, иные учетные и регистрационные документы (журнал учета входящей и исходящей корреспонденции, книга учета материалов об отказе в возбуждении уголовного дела и др.), в которых отражены данные о поступлении, приеме и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, полученных из иных источников, иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, представляются для проверки руководителям следственных органов Следственного комитета, их заместителям, прокурорам, их заместителям и по их поручениям иным прокурорским работникам, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и организационно-распорядительными документами Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, - судьям и другим должностным лицам.
  • Просмотров: 2475
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.