Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
Социальная помощь и адаптация освобожденных из мест лишения свободы: проблемы и пути решения

Правозащитники и общественные деятели, в сфере постоянного внимания которых оказываются самые различные нарушения прав российских заключенных и проблемы отечественной пенитенциарной системы в целом, редко обращаются к теме адаптации освобожденных из мест лишения свободы. Вместе с тем, число освобожденных из мест лишения свободы составляет порядка 10% взрослого населения страны, причем, в основном это достаточно молодые и трудоспособные мужчины.
«Комитетом за гражданские права» 15 февраля 2010 года в помещении Общественной Палаты Российской Федерации был проведен круглый стол на тему «Проблемы социальной помощи и адаптации освобожденных из мест лишения свободы». Участники мероприятия прежде всего отмечали несовершенство отечественного законодательства относительно гарантии государства в предоставления жилья и работы освобожденным, при наличии многочисленных случаев утери ими и того, и другого. Отсутствует и системность подхода к проблеме со стороны органов исполнительной власти.
До конца февраля, все заинтересованные в решении поставленной проблемы министерства и ведомства России, представили свои предложения о мерах по социальной помощи освобожденным, которые публикуются в рекомендациях ниже.

Рекомендации круглого стола

Участники круглого стола:
- обращая внимание на то, что адекватная социальная реабилитация освобождающихся и освобожденных является вопросом обеспечения общественной и государственной безопасности страны, в которой свыше 10 % взрослого населения, ранее находилось в местах лишения свободы;
- отмечая, что в Российской Федерации не сложилась система и политика социально - реабилитационной работы с освобожденными, не оформился спектр социальных технологий; подобный вакуум является следствием отсутствия в стране последовательной, понятной и эффективной социальной политики государства;
- отмечая, что с принятием в 1997 года Уголовно - исполнительного Кодекса России произошло существенное ухудшение положения освобожденных из мест лишения свободы; в частности в новом Кодексе не на нашла своего отражения норма ст. 104 ИТК РСФСР, предусматривавшая предоставление жилья освобожденным, утратившим жилое помещение, их трудоустройство в 10- дневный срок;
- в связи с активным противодействием Минздрасоцразвития, которое в течении 15 лет выступает против принятия специального федерального закона о социальной реабилитации освобожденных и пост пенитенциарном надзоре за ними, с 1995 года в Государственной Думе РФ лежит без движения и не принимается Федеральный закон
- считая явно недостаточными усилия органов власти Москвы, Московской области и других субъектов России по оказанию освобожденным из мест лишения свободы социальной помощи;
- учитывая, сколь велика психологическая и социальная граница между свободой и несвободой, и подчеркивая, что лица, осужденные к длительным срокам лишения свободы в большинстве случаев утрачивают навыки жизни на свободе, самостоятельного принятия решений, социальной ответственности; более того, положительное поведение осужденного в искусственной среде исправительного учреждения не гарантирует того, что после освобождения он не совершит новое преступление;
- обращая внимание на слабость межведомственного взаимодействия при решении социальных проблем освобожденных;
- считая важным положительный опыт по проведению социальной реабилитации освобожденных (опыт Пермского края, открытие реабилитационных центров при ВК ГУФСИН по Красноярскому краю, работа реабилитационного центра «Аврора» и т.д.),
р е к о м е н д у ю т:
1. Внести изменение в ст.7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", предусмотрев, что гражданин, осужденный к лишению свободы не снимается с регистрационного учета, а ставится на временный регистрационный учет по месту отбытия им наказания.
2. Внести изменение в ст. 16 Федерального закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в части того, что отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ заявления лиц, которые осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (о истечения срока наказания) либо которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом, если указанные ранее постоянно или фактически проживали на территории Российской Федерации и не имеют постоянного места жительства.
3. До принятия соответствующего Федерального Закона, принять постановление Правительства Российской Федерации «Об оказании социальной помощи освобожденным из мест лишения свободы», в соответствие с которым установить, что:
3.1. билет к месту жительства иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ, приобретается к месту их следования.
3.2. в городах, где находятся крупные транспортные узлы, оборудуются транзитные комнаты - приюты для освобожденных следующих к месту жительства;
3.3. медицинская карта освобожденного пересылается в медицинское учреждение по выбранному им месту жительства с перечнем рекомендаций по оказанию освобожденному необходимой медицинской помощи и диспансерному наблюдению;
3.4. при наличии у освобожденного туберкулезного заболевания на следующий день после его прибытия к месту жительства врач - фтизиатр и участковый уполномоченный милиции выходят по месту жительства освобожденного для оказания ему помощи в получении противотуберкулезной помощи;
3.5. органы местного самоуправления после получения уведомления органа УФСИН о направлении осужденного в места лишения свободы обязаны произвести перерасчет квартплаты, произвести по согласованию с осужденным рассрочку выплаты им эксплуатационных расходов. По просьбе осужденного органы местного самоуправления обязаны оказать осужденному помощь в сдаче жилого помещения в поднаем (аренду), установить контроль за использованием помещения временными жильцами. По просьбе ( с согласия) осужденного устанавливается опека над жильем и иным имуществом осужденного, которая заключается в том, что с согласия осужденного эти органы принимают меры к охране имущества либо к его передаче третьим лица в пользование под гарантии сохранности и внесения арендных платежей.
3.6. помощь освобожденному в трудоустройстве, оказание ему медицинской помощи начинается не с момента постановки на регистрационный учет, а с момента фактического прибытия на место жительства;
3.7. по просьбе освобождаемого органы УИС совместно с органами занятости оказывают помощь освобождаемому в подборе работы с место жительства в другой местности или регионе, нежели он проживал ранее.
3.8. при решении вопроса о месте, куда будет отправлен освобожденный, преимущество отдается тому месту, где он фактически проживал, либо, где проживает его семья, если связь с такой семьей не утрачена; в случае возражения со стороны освобождаемого, он направляется к иному избранному ему месту жительства
3.9. Органам исполнительной власти субъекта Федерации создать не менее одного социально - реабилитационного центра для освобожденных из мест лишения свободы для проживания освобожденных в период решения их социально - бытовых вопросов.
3.10. Органам исполнительной власти обеспечить всесторонне содействие в открытии негосударственных реабилитационных центров, включая помощь в оформлении соответствующей документации.
4. Внести изменение в Закон Российской Федерации «О милиции», возложив на инспектора профилактики органов внутренних дел оказание помощи освобожденному в восстановлении паспорта, военного билета, регистрации, трудоустройстве.
5. Дополнить ст. 5 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 г.) и ч. 4 ст. 173 Уголовно - исполнительного Кодекса РФ нормой о том, что лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы и не имеющим полиса обязательного страхования этот полис восстанавливается при поступлении в колонию, хранится при личном деле, а при освобождении выдается на руки либо по просьбе осужденного высылается в мед учреждение по месту жительства.
6. Общественной Палате издать книжку «В помощь освобожденным из мест лишения свободы».
7. ФСИН России совместно с органами управления образованием и Федеральной службой занятости:
7.1. Осуществлять подготовку освобождаемых по профессиям, востребованным на рынке труда того региона, куда они намерены освобождаться;
7.2. Необходимо обеспечивать получающему профессию гражданину разряд такого уровня, который бы позволил освобожденному устроиться на работу без дополнительного переобучения.
8. ФСИН России:
- разработать методики работы с осужденными, применение которых позволит оптимизировать социально - полезные связи осужденных, сохранить и развить связи осужденного с детьми и иными родственниками, обеспечить исполнение осужденными своих обязанностей перед семьей;
- ввести социальный паспорт на осужденного (освобожденного), направленный на повышение социального статуса и повышение социального благополучия осужденного (освобожденного); заключить межведомственные соглашения по использованию после освобождения социальных паспортов;
- включить в качестве критерия оценки работы учреждений УИС уровень постпенитенциарного рецидива в течении 3-х лет после освобождения;
- оказывать освобождаемым помощь в оформлении медицинской книжки, если они после освобождения намерены работать в сфере торговли, услуг или общественного питания.
9. Внести изменение в ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" изменения, в соответствие с которыми на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав возлагаются обязанности:
- поддерживать контакт с несовершеннолетними правонарушителями, направленными в воспитательные и учебно - воспитательные заведения;
- оказывать помощь в бытовом и трудовом устройстве нее только несовершеннолетним, освобожденным из мест лишения свободы, но и иным лицам, освобожденным из мест лишения свободы, осужденным в несовершеннолетнем возрасте.
10. Внести в Уголовный и уголовно - исполнительный кодексы РФ нормы об институте замены наказания в воспитательных колониях направлением в специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа, в соответствие с которым осужденным, отбывшим половину срока наказания и положительно характеризующимся по месту отбытия наказания суд вправе заменить неотбытую часть наказания в порядке подготовки к условно - досрочному освобождению направлением в учебно - воспитательное учреждение закрытого типа.
11. Внести изменение в ч. 1 ст. 49 Уголовного Кодекса РФ направленные на то, чтобы виды и объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами уголовно - исполнительными инспекциями, а по их просьбе - органами местного самоуправления; по просьбе органов местного самоуправления объекты и виды работ могут определяться органами исполнительной власти субъекта Федерации.
12. Внести изменение в ч. 1 ст. 50 Уголовного Кодекса РФ направленные на то, чтобы виды и объекты, на которых отбываются исправительные работы, определяются органами уголовно - исполнительными инспекциями, а по их просьбе - органами местного самоуправления; по просьбе органов местного самоуправления объекты и виды работ могут определяться органами исполнительной власти субъекта Федерации. Исключить из ч. 1 ст. 50 УИК РФ норму о том, что исправительные работы назначаются осужденным, не имеющим основного места работы.
13. Законодательно установить, что:
- назначая осужденному условное осуждение с испытательным сроком или условно - досрочно освобождая осужденного, суд обязан возложить на него определенные обязанности, в первую очередь в части прохождения программ социально реабилитирующего характера; прохождение такой программы должно ставиться в качестве условия освобождения;
- УИИ вправе обратиться в суд по вопросу о возложении на условно осужденного (условно - досрочно освобожденного) определенных обязанностей и при необходимости - ограничений.
14. Генеральной Прокуратуре Российской Федерации провести по всем субъектам РФ, откуда поступают соответствующие жалобы, комплексную проверку на предмет предоставления осужденным детям - сиротам и лицам из числа детей - сирот благоустроенного жилого помещения вне очереди;
15. Внести изменение в Налоговый Кодекс РФ, снизив размер пошлины, взимаемой при оформлении паспортов, и предусмотрев, что лица, не имеющие средств на оплату такой пошлины, от ее уплаты освобождаются.
Предусмотреть возможность освобождения таких лиц и от пошлины, взимаемой за выдачу свидетельства о рождении.

Комитет за гражданские права
29.03.2010
  • Просмотров: 6727
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.