Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
Противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе России

8 апреля 2010 года состоялось выездное заседание Комиссии и Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности в ФСИН России с повесткой дня: «О предупреждении и законодательном обеспечении противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдении законности по обеспечению безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы»

Со вступительным словом выступил председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности В.А.Васильев: -
В утвержденной Президентом Российской Федерации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года однозначно указано на то, что одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности должно стать совершенствование нормативного правового регулирования, предупреждения и борьбы с преступностью и коррупцией.
В феврале 2009 года на заседании Президиума Государственного совета РФ, рассмотревшего вопрос «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», были определены направления и подходы к ее долгосрочному развитию.
Президент Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, общественные организации высказались за принципиально новые подходы к исполнению наказаний в виде лишения свободы: отказ от исправительно-трудовых колоний, которые по сути являлись печально известными исправительными лагерями, способствующим развитию криминального уклада жизни на их территории, объединению уголовной преступности для установления теневого управления среди спецконтингента.
Предусматривается замена существующей системы исправительных колоний на два основных типа учреждений - тюрьмы и колонии-поселения, при сохранении лечебно-исправительных, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов. Воспитательные колонии будут реорганизованы в воспитательные дома либо воспитательные центры для несовершеннолетних правонарушителей.
В 2009 году ФСИН России проведена большая работа по совершенствованию правового обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: приняты 11 федеральных законов, 3 Указа Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации.
В 2010 году Государственной Думой принято 3 федеральных закона, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы, закрепление юридических гарантий прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Разработаны законопроекты, которыми вносятся изменения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, в Закон Российской Федерации "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Два из них внесены в Государственную Думу и находятся на рассмотрении в Комитете по безопасности.

В этих условиях особую актуальность приобретает разрешение проблем предупреждения и пресечения всевозможных злоупотреблений со стороны сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, поставленных государством на страже закона, искоренению в их деятельности такого явления, как коррупция.
Число сотрудников УИС, в отношении которых возбуждены уголовные дела, в 2007 г. составило 150 человек (в связи с исполнением служебных обязанностей - 131).
В 2008 г. к уголовной ответственности привлечено 132 сотрудника (в связи с исполнением служебных обязанностей - 95).
В 2009 г. этот показатель составил 243 сотрудника (в связи с исполнением служебных обязанностей - 172).
Число сотрудников УИС, допустивших нарушения законности составило в 2007 г.-695; 2008 г. -739; в 2009 г. - 661. Каждый третий случай - это вступление в запрещенные связи с осужденными и лицами, содержащимися под стражей. Как правило, речь идет о выполнении тех или иных просьб за вознаграждения. В 2009 г. количество таких фактов возросло и составило 292.

Пользуясь средствами мобильной связи, осужденные звонят и в Государственную Думу.
Так, например, в ноябре прошлого года, осужденный к 14 годам лишения свободы, находясь в ИК-6 города Липецка, звонил в Комитет по безопасности и охотно делился своими соображениями о том, какие меры следует принять по его обращению в Государственную Думу, в котором предъявлялись претензии к следственным органам.
По таким звонкам аппарат Комитета оперативно связывается с центральным аппаратом ФСИН и, уверены, необходимые меры принимаются. Представляется, что противодействие коррупции необходимо осуществлять по двум основным направлениям: исправление осужденных, отбывающих наказания за преступления коррупционного характера; противодействие коррупции в самой системе –среди сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
Распространению коррупции зачастую способствуют низкий профессионализм и некомпетентность сотрудников.
Эти проблемы довольно распространенные в правоохранительных органах качества и объективно обусловлены недостатками в подборе и расстановке кадров. Нередко руководители принимают на службу в систему тех или иных лиц исходя не из деловых качеств, а по необходимости – укомплектовать свободные штатные единицы, чтобы их не сократили при очередном реформировании.
К числу важных причин и условий, способствующих распространению коррупции, следует отнести нравственное разложение сотрудников, попирающих требования закона в целях извлечения материальной выгоды.
С другой стороны, мы видим, что уровень социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы давно уже не отвечает сложившемуся в стране социально-экономическому положению. Отсутствие социальных гарантий, ненормированный рабочий день, низкая заработная плата не соответствующая объёму и сложности выполняемой работы, проблемы материально-технического обеспечения не позволяют предъявлять к кандидатам при приеме на службу в уголовно-исполнительную систему необходимые требования.

Для устранения перечисленных причин распространения коррупции необходимо принимать меры экономического воздействия, которые позволят снять остроту обозначенных проблем. Также очевидно, что руководству уголовно-исполнительной системы для объективного освещения работы пенитенциарной системы следует активнее взаимодействовать со средствами массовой информации, развивая собственные пресс-службы на принципах открытости и оперативности работы с общественностью.
Представляется, что перечисленные проблемы должны найти свое отражение в разработанном в Минюсте России и ФСИН России проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.

Комиссия Государственной Думы по законодательному
обеспечению противодействия коррупции
  • Просмотров: 11858
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.