Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
Уголовные наказания для несовершеннолетних: историческая справка

Впервые в истории российского уголовного наказания несовершеннолетние, как специальный субъект уголовной ответственности и наказания, упоминаются в Артикуле Воинском 1715 года. Однако законодательно не был закреплен возраст с которого начиналась уголовная ответственность несовершеннолетних, к какому виду наказания мог быть подвергнут подросток. Более определенным в этом вопросе был Указ Екатерины II от 26 июня 1765 года, в соответствии с которым лица, не достигшие десятилетнего возраста, не подлежали уголовной ответственности, а лица в возрасте от 10 до 17 лет подвергались мерам государственного принуждения только за отдельные преступления. В это же время были учреждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами.
Последующее развитие институт уголовной ответственности несовершеннолетних получил в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 года. Понятием «несовершеннолетние» определялась категория лиц в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших умышленные преступления, то есть «действовавшие с разумением». Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года установило особый порядок определения и применения наказаний к данной категории лиц, несколько отличный от общего установленного порядка. Так, за совершение некоторых преступлений, санкции наказания которых предусматривали наказания плетьми и ссылку на каторжные работы, несовершеннолетние наказывались ссылкой на поселение и наказанием плетьми, эта категория лиц подвергалась заключению в монастырь или смирительный дом сроком до 8 лет. За общественно опасные деяния, предусматривающие наказание в виде заключения в смирительный или работный дом несовершеннолетние наказывались заключением в монастырь сроком от 2 месяцев до 1 года .
В России с особой остротой вопросы правового регулирования порядка и условий исполнения уголовного наказания в отношении подростков, совершивших различного рода преступления, встали в середине XIX века. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что на протяжении довольно длительного исторического периода времени в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей. Подростки и взрослые содержались в одних и тех же тюремных заведениях наравне со взрослыми входили в этапные партии, испытывая при этом неимоверные страдания и лишения.
Совершенствование системы уголовных наказаний и условий их исполнения связано с реформами Александра II. Его Указом от 17 апреля 1863 года «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных» были отменены телесные наказания, применявшиеся ранее в отношении несовершеннолетних как мера уголовной репрессии. Вступивший в законную силу Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, нормативно определил подсудность несовершеннолетних мировым судьям за преступления, не являющиеся тяжкими. Что касается наказаний за совершение тяжких преступлений, то Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1866 года, предусматривало применение к несовершеннолетним смертной казни и ссылку на каторжные работы. 5 декабря 1866 года императором Российской Империи был утвержден Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». Указанным законом предусматривалось создание системы учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними заключенными.
По замыслу правительства исправительные колонии и приюты для несовершеннолетних должны учреждаться за счет средств, поступающих из государственного бюджета, а также средств Общества попечительного о тюрьмах, земств, частных лиц. В Законе от 5 декабря 1866 года подчеркивалось, что независимо от учреждаемых правительством приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников к учреждению таких заведений призываются земства, общества, духовные установления и частные лица.
Для приютов и колоний, учреждаемых частными лицами, законом предусматривалась определенная система льгот: приобретаемое для них недвижимое имущество освобождалось от всяких сборов в пользу государства, каждому приюту или колонии разрешалось разыгрывать благотворительную лотерею, вырученные от продажи средства поступали в их пользу. На каждого содержащегося в приюте и колонии несовершеннолетнего из государственного бюджета выделялись ассигнования, равные содержанию совершеннолетнего заключенного.
В случае побега из приюта или колонии несовершеннолетний подлежал возвращению и содержанию под особым надзором отдельно от других воспитанников. Однако эта мера дисциплинарного воздействия не должна была длиться более месяца. Лицам, положительно характеризовавшимся, срок отбывания наказания, определенный судебным приговором, мог быть сокращен на одну треть. Одновременно законодатель требовал раздельного содержания несовершеннолетних мужского и женского пола, а учреждать приюты разрешалось только с ведомства министра внутренних дел .
Закон от 5 декабря 1866 года «Об учреждениях приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» впервые в пенитенциарной системе Российской Империи выделил приюты и колонии в качестве учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, а также определил порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении них, который существенно отличался от исполнения лишения свободы в отношении взрослых заключенных.
В этой связи с целью изучения содержания исполнения наказания в виде лишения свободы, а также форм и методов исправительного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей Общество попечительное о тюрьмах в 1868 году за свой счет направляет в Швейцарию группу чиновников Министерства внутренних дел, которые на протяжении 6 месяцев знакомились с деятельностью подобных учреждений, открытых еще в 1775 году знаменитым педагогом И.Г. Песталоцци .
В дореволюционной России осужденные несовершеннолетние в большинстве своем отбывали наказание в тюрьмах, арестных домах, колониях и приютах часто совместно со взрослыми преступниками. Например, для арестных домов это было общим правилом, а в тюрьмах около 43% содержалось вместе со взрослыми. Пользовались обучением в арестных домах менее 3 % несовершеннолетних.
С первых лет своего существования Советское государство начало проводить гуманную политику правовой и социальной защиты детства. Об этом свидетельствует, изданный Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних», упразднявший суды и тюремное заключение для подростков. Все несовершеннолетние, содержащиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены, стали проводиться мероприятия по коренной реорганизации и созданию принципиально новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих в них уголовное наказание.
Этим же Декретом исключалась уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста.
В то же время почти все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривались в комиссиях по делам несовершеннолетних, которые определяли им различные меры наказания, но, и как правило, не связанные с лишением свободы. И только в исключительных случаях комиссии передавали дела в народные суды. Но необходимо отметить, что комиссии этим не злоупотребляли, о чем свидетельствуют их отчеты. Так, например, за период с октября 1922 года по февраль 1923 года в суд было направлено в среднем 10 % всех дел несовершеннолетних : правонарушителей.
Через суд проходили, как правило, дела о несовершеннолетних правонарушителях-рецидивистах или совершивших тяжкие преступления, слабо поддающихся мерам медико-педагогического характера. За кражу и другие преступления против собственности осуждалось 83 % всех несовершеннолетних (для взрослых этот процент был иным: 22,3 % - для мужчин, 64,5 % - для женщин). В отчете управления местами заключения НКВД за 1922 год называется количество заключенных-несовершеннолетних 1 200 человек.
Такие несовершеннолетние направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы НКЮ реформатории и земледельческие колонии, предусмотренные временной инструкцией «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывание такового». Первый реформаторий был открыт в Москве в декабре 1918 года. Здесь содержались лица в основном 18-летнего возраста и как исключение до 21 года. Срок пребывания в реформатории определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры, и в дальнейшем судьбу воспитанника коллегиально решало правление учреждения.
Организаторы реформаториев ставили перед собой задачу: «Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и поместить последних в учебно-воспитательное заведение в целях обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни путем
Для руководства трудовыми колониями в системе НКВД был создан в 1935 году отдел трудовых колоний.
В период Великой Отечественной войны СНК СССР 15 июня 1943 года издал Постановление «Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Их создание позволило более дифференцированно организовать содержание и воспитание разных категорий несовершеннолетних правонарушителей способствовало улучшению деятельности трудовых колоний для несовершеннолетних, куда стали определять лишь несовершеннолетних, лишенных свободы по приговорам суда. В 1948 году в трудовые колонии направляли всех несовершеннолетних до 18-летнего возраста, осужденных к лишению свободы.
В 1956 году были разработаны и приняты новые положения о детских трудовых колониях и детских воспитательных колониях. Трудовые колонии являлись исправительно-трудовыми учреждениями для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В трудовые колонии со строгим режимом направлялись несовершеннолетние, которые злостно нарушали режим или совершали преступления в местах лишения свободы.
Деятельность детских приемников-распределителей, детских воспитательных и трудовых колоний регламентировалась Положением о них, которое утверждалось НКВД-МВД СССР. В 1968 году оно было впервые утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР и ему был придан законодательный характер.
В настоящее время отдел воспитательных колоний является структурным подразделением управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными Федеральной службы исполнения наказаний, обеспечивающим организацию исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также организацию воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, содержащимися в следственных изоляторах.

По материалам ФСИН РФ
02.09.2010
  • Просмотров: 3668
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.