Судебная практика

Загрузка...

Для тех кто ждет...

Твиты пользователя @Prisonlife_ru

Мы ВКонтакте



Реклама


Заявления, ходатайства, жалобы

Поиск по тегам

Колонии на карте России

Эксклюзив

Загрузка...

Борьба с незаконным оборотом наркотиков, требует эффективного взаимодействия правоохранительных органов


Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, требуют самого пристального внимания государства. Уполномоченные органы при ключевой роли Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН России) принимают адекватные меры по стабилизации обстановки и противодействию их распространения. Вместе с тем, Генеральная прокуратура Российской Федерации (далее – Генеральная прокуратура), в порядке надзора, выявила ряд проблем, наличие которых препятствует более эффективному противодействию наркоугрозе.
Одной из них остается распространение наркомании в молодежной среде. Прокурорские проверки регулярно вскрывают типичные нарушения и недостатки в работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию помощи подросткам, употребляющим наркотики.
Как показывает практика, медицинские работники не осуществляют в инициативном порядке выявление, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих наркотики. Учреждения здравоохранения далеко не всегда используют сведения о таких фактах, полученные из других органов системы профилактики. Не ведется небходимая работа с подростками, поставленными на диспансерный учет, не разработаны лечебные и профилактические мероприятия для уклоняющихся от посещения врача, не обеспечивается их явка.
Обязательное диагностирование молодежи в образовательных учреждениях может способствовать предотвращению распространения среди нее наркомании. Между тем действующее законодательство не определяет конкретные способы и методы раннего выявления потребителей наркотиков в подростковой среде, что не позволяет своевременно оказать им помощь. В связи с этим Генеральная прокуратура предложила Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвития России) рассмотреть вопрос о расширении перечня врачей-специалистов, участвующих в проведении ежегодного медицинского осмотра старшеклассников и осуществлении диагностических исследований, направленных на раннее выявление у них наркомании, включить в него нарколога. Минздравсоцразвития России, рассмотрев представленную информацию, предложение не поддержало.
Есть другая проблема, которая требует безотлагательного решения. В настоящее время в Интернете широко распространяется информация, активно формирующая наркотическую субкультуру. В российском сегменте сети встречаются сайты, пропагандирующие немедицинское потребление наркотиков и содержащие подробные сведения об их изготовлении в домашних условиях, а также местах продажи. Имеются факты пропаганды так называемых курительных смесей.
В связи с этим представляется целесообразным принятие законодательных новаций по установлению ограничений и запретов на распространение программ СМИ, содержащих демонстрацию употребления наркотических средств и их воздействия на человека, что позволит в комплексе с другими мерами противодействовать этому злу более эффективно.
Требует совершенствования законодательство, направленное на защиту несовершеннолетних от распространения сведений, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Имеет место еще один весьма существенный недостаток в деятельности правоохранительных органов, который препятствует решению задач по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Речь идет об укрывательстве таких криминальных деяний от регистрации и учета.
Материалы прокурорских проверок, проведенных в порядке надзора, показывают, что органы внутренних дел и наркоконтроля недопустимо часто выносят незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел при наличии признаков преступлений. Кроме того, дела по надуманным основаниям соединяются и прекращаются, в результате чего преступления необоснованно снимаются с учета, а нераскрытые факты сбыта наркотиков списываются на умерших лиц при отсутствии объективных доказательств их причастности к этим преступлениям. В частности, в 2008 году прокурорами было выявлено свыше 5 тыс. преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, которые были ранее известны, но по разным причинам не учтены. Это составило более 2% от зарегистрированного количества. Только за 9 месяцев 2009 года таких неучтенных преступлений выявлено больше, чем за весь предыдущий год.
Способы укрытия наркопреступлений от учета ежегодно видоизменяются и адаптируются к методам выявления их прокурорами. Цель подобных незаконных действий и иных манипуляций со статистикой вполне понятна и заключается в стремлении приукрасить фактические показатели по раскрытию и расследованию преступлений.
Много говорится об ужесточении ответственности за совершение преступлений, особенно связанных со сбытом наркотиков. Но эти меры могут дать эффект только в том случае, если суды будут назначать наказания, адекватные тяжести совершаемых наркопреступлений. Однако данные официальной статистики свидетельствуют об обратном. За подобные деяния суды нередко избирают виновным наказание даже более мягкое, чем предусмотрено законом. Причем, как ни парадоксально, в первую очередь это относится к сбытчикам наркотиков.
В первом полугодии 2009 г. суды усмотрели основания для назначения наказания, выходящего за нижний предел санкций, каждому седьмому осужденному за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств. С такой же частотой виновным назначалось условное лишение свободы. Так, санкции предусматривают лишение свободы от 2 до 20 лет за преступления, упомянутые ч.3 ст. 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Фактически же для 18% осужденных суды предусматривают лишение свободы на срок до 5 лет, а свыше 6% осуждаются условно. В то же время вышестоящие суды отклоняют около 80% кассационных представлений, принесенных государственными обвинителями в связи с мягкостью назначенного осужденным наказания. Все это свидетельствует о том, что судьи во многих случаях не готовы строго наказывать преступников. Такое положение не в полной мере отвечает задачам противодействия наркоугрозе.
Важным направлением противодействия незаконному обороту наркотиков является своевременное пресечение легализации преступных доходов, полученных от него. Однако деятельность органов правоохраны по подрыву экономических основ наркобизнеса организована неэффективно, о чем свидетельствует многократное превосходство объема нелегального наркорынка над установленным размером легализации (отмывания) доходов от такой преступной деятельности.
В то же время среди причин упомянутых упущений необходимо отметить объективную трудность доказательства преступного характера нажитой собственности. Ранее неоднократно высказывались предложения о том, что сами обвиняемые, изобличенные в сбыте наркотиков, должны предоставлять данные о законности происхождения денежных средств и имущества. По-нашему мнению, данный вопрос требует серьезного обсуждения и проработки.

Источник: Генеральная прокуратура РФ
17.06.2010

  • РЕЙТИНГ:
  • Просмотров: 2566
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ


Читайте также

Интересное в сети