Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Заместитель Председателя Правительства Саратовской области Наталия Старшова 19 апреля 2010 года провела постоянно действующее совещание с министерствами и ведомствами социальной сферы. Первым на совещании рассматривался вопрос "Об итогах мероприятий по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, за 1 квартал 2010 года".
В ходе совещания выступили председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области Владимир Чернобровкин, руководители аналогичных структур в Энгельсском муниципальном районе и г. Саратове Владимир Муромцев и Лариса Максина.
Все они подчеркнули, что в области выстроена стройная система защиты прав детей, что привело улучшению положения практически по всем оценочным параметрам. Недаром координатором недавно прошедшего совещания Приволжского федерального округа в данном направлении была определена Саратовская область, а основным докладчиком выступала заместитель Председателя Правительства Саратовской области Наталия Старшова.
Защита прав и интересов детей сегодня включена в сферу пристального внимания руководителей всех уровней власти, специалистов, общественности Саратовской области.
На совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей, которое прошло в Кремле 16 марта 2009 года, Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что "отношение к детям – это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне развития общества". Президентом поставлена задача модернизации всей системы социальной защиты детства. Оптимизация деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Саратовской области сегодня направлена на снижение уровня социального сиротства, семейного неблагополучия.
Основу создания целостной системы защиты прав детей в области составляют более 60 нормативных правовых актов, 17 программ, регулирующих различные вопросы реализации государственной политики в интересах детей: улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, подготовки молодежи к браку, семейной жизни, осознанному родительству, формирования здорового образа жизни, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, профилактики безнадзорности, защиты прав детей во всех сферах их жизни.
В числе важнейших нормативных актов Закон Саратовской области "О мерах по защите нравственности детей в Саратовской области" №341-ЗСО, с учетом внесенных изменений Законом Саратовской области от 29 июля 2009 года №115-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О мерах по защите нравственности детей в Саратовской области". Закон устанавливает меры, направленные на обеспечение здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в Саратовской области, а также устанавливает нормативы распространения продукции, не рекомендуемой детям для пользования до достижения ими возраста 18 лет. Кроме того, Закон нацелен на снижение остроты опасности нахождения ребенка в вечернее время вне дома, подверженности его уличным рискам в темное время суток.
Внесенными изменениями в Закон введены два запрета:
- запрет на нахождение детей без сопровождения родителей (лиц их заменяющих) в местах, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера и для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе;
- запрет на нахождение детей, не достигших 17 лет, в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих).
В области функционирует разноведомственная сеть, включающая 400 учреждений, в том числе 12 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов для детей и подростков; 17 центров социальной помощи семье и детям "Семья"; 29 отделений помощи семье и детям центров социального обслуживания населения, 3 Дома ребенка, где воспитываются дети с рождения до 4-х летнего возраста, 47 учреждений интернатного типа, в том числе: 17 детских домов и школ – интернатов, 3 санаторные школы-интерната, 5 общеобразовательных школ- интернатов, 19 коррекционных школ-интернатов для детей с недостатками физического и умственного развития, специальная школа закрытого типа, 2 кадетские школы и другие. Это позволяет незамедлительно поместить в стационарные условия ребенка, имеющего показания для социальной реабилитации, оказать помощь любому ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Координирующая роль в решении основных задач по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних законом возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые обеспечивают межведомственное взаимодействие федеральных, региональных, муниципальных структур, общественных организаций.
Дети, склонные к бродяжничеству и попрошайничеству, т.е. безнадзорные, как правило, проживают в семьях, находящиеся в социально опасном положении. В области разработан порядок выявления и учета таких семей, найден правовой механизм, позволяющий вмешиваться в судьбу семьи, когда у нее нет ресурса, чтобы решать собственные проблемы.
Всего за 1 квартал 2010 года было выявлено 315 семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживает 533 ребенка (в 2009 году – 1453/2337). В результате проведенной реабилитационной работы и оказания индивидуальной помощи семьям данной категории по итогам 2009 года в области снята с учета по причине улучшения ситуации 801 семья, 1317 детей, за 1 квартал 2010 года - 216 семей, 333 ребенка; Сохраняется тенденция ежегодного сокращения количества семей, находящихся в социально опасном положении: на 01.04.2010 учтено 2800 семей, в них проживает 4689 детей, что на 8,3% меньше, чем в 2009 году (3131/5116). Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2010 год объявлен годом проведения информационной кампании по профилактике жестокого обращения с детьми.
Как показывает практика, дети из семей, находящихся в социально опасном положении, наиболее часто подвергаются жестокому обращению со стороны родителей. Следует отметить, что речь идет не только о случаях физического, психического и сексуального насилия, а также о пренебрежении основными интересами и нуждами детей, неудовлетворении их жизненно необходимых потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи.
Учитывая координирующую роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, вся информация по фактам жестокого обращения направляется в данный орган.
За 2009 год в целом по области в комиссии поступило 210 сообщений о жестоком обращении родителей с детьми, за 1 квартал текущего года – 64. По информации ИЦ ГУВД области за 2009 возбуждено 169 уголовных дел по ст. 156 УК РФ в отношении родителей, не исполняющих обязанностей по воспитанию своих детей (2008 г. – 182 уголовных дела), за 1 квартал текущего года – 62. Анализ мер уголовного наказания показал, что к родителям, осужденным по фактам жестокого обращения с детьми, суды широко применяют исправительные и обязательные работы, а также штрафы. Однако в ряде случаев родители освобождаются от ответственности в связи с примирением сторон, амнистией, что создает в обществе представление о фактической безнаказанности родительского произвола.
Вместе с тем, существующий сегодня механизм выявления ситуаций жестокого обращения с детьми не отражает реальной картины этой актуальной для общества проблемы. Трудность своевременного выявления таких фактов, правовой их квалификации, расплывчатость законодательных норм, слабая подготовка кадров, осуществляющих профессиональное вмешательство в семью, недостаточность мер ранней профилактики, взаимодействия разных ведомств в осуществлении работы являются рисками, значительно снижающими эффективность в решении проблем предупреждения жестокого обращения с детьми.
Для повышения эффективности работы необходимо создавать общественное мнение о нетерпимости насилия в семье, давая обществу больше информации о семье в целом и самых болезненных ее проблемах. Также необходима просветительская работа по осведомленности населения о возможности получения помощи. Исследования и опросы детей и родителей показывают отсутствие у них информации о службах, оказывающих помощь детям, попавшим в кризисную ситуацию. Отсутствие информации снижает доступность услуг. Существующий ныне механизм выявления ситуаций жестокого обращения с детьми и реагирования на них, законодательное обеспечение и технологии работы ориентированы лишь на крайние формы жестокого обращения с детьми. Неблагополучные семьи, как правило, не обращаются за помощью. Дети самостоятельно в исключительных случаях сообщают о фактах жестокого обращения с ними. Поэтому работа специалистов разноведомственных служб носит не профилактический характер, а является, во многом, реагированием на свершившийся факт. Комплексность в решении проблемы насилия требует объединения усилий правоохранительных органов, судов, социальных, медицинских служб, кризисных центров, общественных организаций, ученых.
Действенной мерой профилактики безнадзорности несовершеннолетних является организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, в том числе в летний период. Приоритетными направлениями деятельности региональных органов исполнительной власти является, прежде всего, организация оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2010 году планируется оздоровить 82% детей данной категории. Различными мероприятиями по отдыху, оздоровлению и занятости летом 2010 года в области планируется охватить около 93 % детей и подростков (аналогично 2009 году).
Программа по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с каждым годом становится все более востребованной. Данная программа отвлекает подростков от улицы, уменьшая тем самым количество правонарушений в их среде, а также дает им возможность получить первый трудовой опыт, материально поддержать семью. Подростки, трудоустроенные по направлению центров занятости населения, получают дополнительно к заработной плате материальную поддержку из бюджетных средств. В 2009 году трудоустроено на временные рабочие места 12833 несовершеннолетних граждан, в т.ч. более 2,5 тыс. подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или каждый 5-й участник программы.
На 01.04.10 трудоустроено 1243 несовершеннолетних данной категории. В целях создания рабочих мест для подростков региональными центрами занятости населения по итогам 1 квартала текущего года заключен 121 договор с работодателями на создание 1704 рабочих мест для организации временной занятости несовершеннолетних.
В целях профилактики безнадзорности несовершеннолетних, обеспечения их занятости комиссиями широко используются ресурсы учреждений дополнительного образования. 70% детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, вовлечены в работу кружков и секций данных учреждений.
В области сложился механизм единства подходов и согласованности действий в решении задач, определенных требованиями законодательства. Муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав организована рейдовая работа по посещению мест отдыха молодежи и посещению семей, признанных находящимися в социально опасном положении. Организация рейдовой работы позволяет оперативно реагировать на случаи нарушения прав ребенка в кризисной семейной ситуации, обеспечивает поддержку общественного порядка в местах массового отдыха молодежи.
Системность и постоянство работы в данном направлении способствовали снижению числа несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и попрошайничеству, в целом по области за 1 квартал текущего года на 25% (57 чел, а за аналогичный период 2009 года - 76 чел.). Из числа выявленных в 1 квартале текущего года: проживают в семьях –31чел (54,3%), воспитываются в государственных учреждениях – 26 чел. (45,6%).
В целях профилактики безнадзорности систематически проводится работа по выявлению детей, уклоняющихся от учебы. На 01.04.2010 в области учтено 152 чел., что на 12,6% меньше, чем за аналогичный период 2009 года -178 таких детей.
Организация и проведение профилактической работы с детьми, систематически пропускающими занятия, является задачей межведомственного уровня, так как причины уклонения детей от учебы носят комплексный характер: социальные (нет обуви, одежды, учебников), медицинские (задержка психического развития, нервно-психические отклонения), педагогические (педагогическая запущенность), психологические (конфликтность). В каждом конкретном случае выясняется, что явилось причиной непосещения школы и разрабатывается комплексная программа оказания помощи семье и ребенку. Такие программы составлены в отношении всех детей, учтенных в банке данных за систематические пропуски.
Важным этапом подготовки детей к школе является доступность дошкольного воспитания. В нашей области в течение ряда лет проводится работа по привлечению в дошкольные образовательные учреждения детей из семей "группы риска" и, в первую очередь, из семей, находящихся в социально опасном положении.
Областной показатель охвата детей данной категории дошкольным воспитанием по итогам квартала составляет 60,1%. Расходы на содержание этих детей несут муниципальные образования: родители полностью или частично освобождаются от оплаты.
Детская безнадзорность существенно влияет на уровень правонарушений несовершеннолетних. В 2009 году комиссиями рассмотрено 5526 дел в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения (- 11,8%, 2008 год- 6264). Из них:
- появление в общественных местах в состоянии опьянения – 2505 протоколов (45,3%);
- распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в общественных местах – 1041 протокол (18,8%);
- мелкое хулиганство – 452 протокола (8,2%).
- распитие крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах задержано 219 подростков (4,0%);
- потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах составлены протоколы в отношении 137 несовершеннолетних (2,5%);
- потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача привлечены к административной ответственности 50 несовершеннолетних (0,9%);
- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – 20 (0,4%).
Особая забота проявляется к подросткам, попавшим в систему уголовного правосудия. Формируется банк данных на детей, вернувшихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений. Муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится работа по оказанию им помощи в дальнейшем жизнеустройстве. За 2009 год учтено 59 подростков данной категории. За их устройством ведется персональный контроль со стороны комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области. Несмотря на имеющиеся позитивные показатели, региональная система профилактики требует дальнейшего развития и укрепления.
В целях дальнейшего повышения эффективности функционирования системы профилактики необходимо совершенствовать нормативно – правовую базу учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укреплять материально - техническую базу учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развивать технологии межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, продолжать работу по повышению профессионального уровня специалистов, работающих в системе профилактики, развивать систему раннего выявления неблагополучия
Наталия Старшова поддержала мысль о том, что любая отлаженная система нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, только в этом случае возможен дальнейший прогресс. В области ясно понимаются эти пути, надо только проводить согласованную и целенаправленную межведомственную политику. В этой связи необходимо укреплять совместную работу с интернатными учреждениями, основные усилия в работе с мигрантами направлять не на простое их вытеснение, а на социализацию, улучшать бытовые условия проживания в общежитиях учебных заведений, конкретно и постоянно заниматься вопросами занятости и трудоустройства детей из "группы риска".
По второму вопросу повестки дня: "О регистрации детей в системе обязательного пенсионного страхования" выступил заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Саратовской области Владимир Геркало.
Он отметил, что для создания условий по формированию пенсионных прав всех граждан Пенсионный фонд РФ приступает в 2010 году к регистрации неработающего населения, в том числе детей, в качестве застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Поскольку в настоящее время в области проживает 469 тыс. детей в возрасте до 17 лет, а ежегодно рождается более 27 тыс. младенцев, территориальным органам ПФР предстоит проанкетировать, открыть лицевые счета и выдать более 500 тыс. страховых свидетельств. Решить эту непростую задачу Пенсионному фонду предстоит в тесном взаимодействии с министерствами и ведомствами социальной сферы области, от которых потребуется организационная и информационная помощь.
Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, Наталия Старшова отметила важность и необходимость решения этой задачи в кратчайшие сроки. Министерствам и ведомствам для её выполнения даны конкретные поручения и задания.
Секретариат заместителя Председателя Правительства области Н.И. Старшовой

Правительство Саратовской области
19.04.2010
  • Просмотров: 1940
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.