Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
Анализ деятельности учреждений УИС: исполнение уголовных наказаний и ресоциализация осужденных в ПФО Росии по итогам 2009 года

Одними из основных стратегических целей Министерства юстиции Российской Федерации является повышение эффективности системы уголовных наказаний, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина в условиях отбывания наказаний. Непосредственно реализацию этих функций Минюста России в данной сфере осуществляет подведомственная ему Федеральная служба исполнения наказаний ФСИН России.
Состояние работы в подведомственных ФСИН учреждениях уголовно-исполнительной системы УИС в Приволжском федеральном округе характеризуется следующими показателями.
В 2009 году в округе функционировало 260 учреждений УИС, что составляет 24,8% от общего их количества в целом по России. В учреждениях содержалось 217 855 человека, или 25,2% от общего количества по России, из них осужденных - 197 136 человек. В 48 учреждениях тюремного типа (СИЗО, тюрьмы) находилось 23 871 человек, в 180 исправительных колониях - 178 295 человек, из них 18 932 женщины и 1 820 несовершеннолетних.
На учете в 561 уголовно-исполнительной инспекции пребывало 122 721 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

В следственных изоляторах (СИЗО) округа, в среднем, на одного человека приходилось 5 кв.м. санитарной площади, что на 0,2 кв.м. больше этого показателя по России. Для сравнения, по международным стандартам санитарная норма площади на одного следственно-арестованного должна составлять 7 кв.м. Соответствуют международным нормам СИЗО в Республике Мордовия - 8,3 кв.м. на человека; в Кировской области - 9,0 кв.м.; приближаются к этому в Саратовской области и Республике Марий-Эл по 6,8 кв.м. Значительно превышают эту норму СИЗО в Чувашской республике - 3,4 кв.м. на человека (при норме санитарной площади на одного человека, установленной отечественным законодательством нормы в размере 4 кв.м).
Несколько снизилось, количество побегов из учреждений УИС ПФО за 2009 год по сравнению с 2008 годом. Так, в 2009 году было совершено 16 побегов (в Республике Башкортостан - 4, в Чувашской Республике — 3, в Пермском крае -3, в Нижегородской области - 1, в Оренбургской области - 1, в Пензенской области - 1, в Саратовской области - 1, в и в Удмуртской республике - 2), в том числе из под охраны - 2 ( в Пермском крае и Нижегородской области по 1 побегу). Для сравнения в 2008 году было совершено 19 побегов (на 3 побега больше), из которых 1 был совершен из под охраны.
В сравнении с 2008 годом, в 2009 году на 47 человек сократилось количество умерших в местах лишения свободы и составило 1152 человека. На 11 человек сократилось количество умерших по болезни - 999 человек в 2009 году, что составило 86,7% от общего количества умерших в учреждениях УИС ПФО (в 2008 году -84,2%).
Сохранилось на уровне прошлого года число самоубийств -105 человек, что само по себе является значительным количеством и говорит о недостаточной работе администраций учреждений УИС в данном направлении.
Необходимо отметить негативную тенденцию роста в 2009 году числа зарегистрированных травм в результате нанесения себе телесных повреждений – рост составил на 321 случай. При этом общее количество зарегистрированных травм сократилось на 202 случая в сравнении с 2008 годом и составило 6374.
В 2009 году на 1,4 % сократилось в сравнении с 2008 годом количество осужденных освободившихся из мест лишения свободы без паспорта гражданина России. Число таких лиц составило 6 690 человек.
За анализируемый период, количество неработающих осужденных по разным причинам составляло 128 481 человек, или 72,4% от общего числа осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Наибольшее количество неработающих осужденных зарегистрировано в Самарской - 93%, Саратовской - 89,4%, Нижегородской - 87% областях. Сравнительно лучшее положение с занятостью осужденных в Республике Татарстан, где число неработающих составило 14 % от общего числа осужденных в республике. Среднемесячная заработная плата работающих осужденных в ПФО составила 4 358 рублей.
Количество должностей начальствующего состава в учреждениях УИС ПФО по штату составляет 58 749, замещено 58 278 должностей.
Особую тревогу вызывает значительный рост привлеченных к уголовной ответственности сотрудников учреждений исполнения наказаний. Так, в 2009 году были возбуждены уголовные дела в отношении 53 сотрудников, из которых в отношении 44 - в связи с исполнением должностных обязанностей. Для сравнения в 2008 году в отношении 15 сотрудников возбуждены уголовные дела, из которых только в 10 случаях в связи с исполнением должностных обязанностей. Более чем в 4 раза выросло число сотрудников, в отношении которых возбуждены уголовные дела в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Наибольшее их количество приходится на Республику Чувашия - 8 и в Оренбургскую область - 10 сотрудников привлечены к уголовной ответственности в связи со служебной деятельностью.
Внесено актов прокурорского реагирования - 3 834, в том числе по вопросам соблюдения прав человека - 680. Наибольшее количество актов прокурорского реагирования по вопросам соблюдения прав человека внесено в Кировской области - 253. В ходе реагирования на них привлечено к ответственности 321 сотрудник органов и учреждений ФСИН в ПФО. В том числе к уголовной - 24, административной — 2, дисциплинарной - 295.
В 2009 году особое внимание было уделено вопросам противодействия коррупции в УИС. Эта тема, в частности, затрагивалась на заседании Координационного совета при ГУ Минюста России по Нижегородской области 11 декабря 2009 года в г.Уфе, в материалах которого отмечено, что для сотрудников учреждений УИС наиболее характерны такие проявления коррупции как запрещённые связи с осужденными. Анализ показывает, что данные негативные проявления носят системный характер, а значит и их искоренение также требует принятия соответствующих системных мер. Наиболее действенной системной мерой противодействия коррупции в сфере деятельности ФСИН России представляется скорейшее перепрофилирование исправительных колоний в учреждения тюремного типа, где гораздо качественнее соблюдаются условия изоляции и всех видов контроля, что, как можно прогнозировать, существенно снизит, в том числе, возможности для незаконных контактов сотрудников УИС со спецконтингентом.
В настоящее время осуществляется оптимизация уголовно-исполнительной системы (УИС), концепция которой подготовлена Минюстом России и ФСИН России при участии ГУ Минюста России по Нижегородской области. Данная концепция предусматривает отказ от существующей ныне структуры учреждений УИС, основу которой составляют исправительные колонии и преобразование их в учреждения тюремного типа и колонии-поселения. Во вновь образуемых учреждениях предполагается установить различные виды режимов, предназначенных для различных категорий осужденных. Особое внимание уделяется обязательному соблюдению условия раздельного содержания впервые совершивших преступление и преступников-рецидивистов.
Ещё одним важным аспектом оптимизации системы уголовных наказаний является создание необходимых условий для ресоциализации осужденных. Без соответствующей работы в отношении данной категории лиц, те после своего освобождения неизбежно превращаются в резерв рецидивной и организованной преступности, что создаёт серьёзную угрозу для законопослушных граждан и в целом для безопасности страны.
Успешная реабилитация к условиям нормальной жизни после освобождения из мест лишения свободы требует трудовых навыков, наличие которых зависит от занятости осужденного трудом в период отбывания наказания. Однако количество неработающих осужденных весьма велико. Причины - свёртывание производств на предприятиях уголовно-исполнительной системы, ставших неконкурентоспособными в условиях экономического кризиса, недостаточное внимание со стороны органов власти и местного самоуправления к вопросам использования промышленного потенциала учреждений УИС в инвестиционных проектах, предоставления им налоговых льгот и условий льготного кредитования.
Серьёзной проблемой является отсутствие полной объективной информации о реальной ситуации в сфере социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Так в официальных статистических отчётах отсутствуют сведения о динамике процессов в рассматриваемой сфере, масштабах оставшихся нерешёнными социальных и бытовых проблем бывших заключённых, соотношении этих проблем с социально-экономическими и иными характеристиками регионов, в которых пребывают граждане данной категории. Отсутствие таких сведений затрудняет определение объёмов финансирования в рамках соответствующих целевых программ, оказывает негативное влияние на эффективность взаимодействия органов и учреждений ФСИН с органами местного самоуправления, на организацию надзора и контроля среди лиц, отбывших уголовное наказание. Здесь сказывается отсутствие специализированной службы содействия социальной реабилитации бывших заключённых, которая, решала бы, в том числе, и перечисленные вопросы информационного обеспечения.
В связи с этим 11 сентября 2009 года в Нижнем Новгороде состоялось заседание Координационного Совета при Главном Управлении Минюста России по Нижегородской области с участием Министра Юстиции России А.В.Коновалова, директора ФСИН России А.А.Реймера, представителей аппарата Полномочного Представителя Президента России в ПФО и органов исполнительной власти субъектов РФ в ПФО на тему: «О взаимодействии территориальных органов Минюста России, ФСИН России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах ПФО, по вопросам ресоциализации осужденных». Принятым решением запланирован ряд мероприятий, направленных на совершенствование информированности о ситуации в данной сфере и разработку предложений о повышении эффективности мер по ресоциализации осужденных. В том числе - было запланировано осуществление качественного мониторинга степени ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, исходя из уровня рецидивной преступности в субъектах РФ, находящихся в пределах ПФО, и, исходя из этого, - определение регионов, где проблематика ресоциализации бывших заключённых наиболее актуальна.
В результате мониторинга в 2009 году было установлено, в Приволжском федеральном округе за этот период было выявлено около 250 тыс. лиц, совершивших преступления. Из них около 65 тыс. - 26% от общего числа - ранее судимые, которыми совершается до 40% всех тяжких и особо тяжких преступлений. Начиная с 2006 года, в округе наблюдается тенденция снижения общего уровня преступности. Так общее количество лиц, совершивших преступления в 2009 году, по сравне¬нию с 2006 годом уменьшилось на 16%. Уровень рецидивной преступности также снижается, но мед¬леннее - количество лиц ранее судимых, совершивших прес¬тупления вновь, за тот же период снизилось на 10%. Меняется качественный состав преступников; в их общем количестве доля ранее судимых неуклонно растёт, и за последние три года возросла с 23% до 26%.Обращает на себя внимание тот факт, что в целом по округу ежегодно количество лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, почти совпадает с количеством лиц, ранее судимых и вновь совершивших преступления; отличие не превышает 5-10%.
Внутри Приволжского федерального округа ситуация неоднородна. Сравнивая уровень рецидивной преступности в регионах ПФО в 2009 году со средним по округу значением 2,1,- количеством вновь совершивших преступления ранее судимых лиц в пересчёте на 1000 человек населения, субъекты ПФО РФ, можно условно подразделить на 4 группы:
- территория, где среднеокружной уровень рецидивной преступности превышен в 2 раза - Пермский край;
- территория, где уровень рецидивной преступности превышает среднеокружное значение на 10-15% - Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Оренбургская область;
- территория примерного соответствия среднеокружному уровню рецидивной преступности - Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская область, Самарская область, Ульяновская область;
- территория, где уровень рецидивной преступности ниже среднеокружного на 20-50% - Республика Мордовия, Пензенская область, Саратовская область. Таким образом, можносделать вывод, что в регионах 1й и 2й групп, проблемы ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы наиболее актуальны.
Также в рамках решения вышеуказанного заседания Координационного совета осуществлён анализ законодательства субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, в сфере ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В целях повышения эффективности исполнения уголовных наказаний, минимизации коррупционных рисков в данной сфере и повышения эффективности ресоциализации осужденных с учётом решений Координационного совета при ГУ Минюста России по Нижегородской области в 1 полугодии 2010 года совместно с территориальными органами Минюста и ФСИН по субъектам РФ, находящимся в пределах ПФО, необходимо:
1. Разработать предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, о принятии мер к изысканию возможностей использования производственного потенциала учреждений УИС в реализации действующих и планируемых инвестиционных проектов, в том числе в строительстве коммуникаций, освоении лесных массивов и деревообработке, производстве строительных материалов, сельскохозяйственных работах.
2. Разработать предложения по созданию специализированной службы, в функциональные обязанности которой входило бы, в том числе, содействие социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
3. Организовать взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями в субъектах ПФО РФ, наделёнными полномочиями общественного контроля в местах принудительного содержания. Разработать совместные мероприятия, направленные на содействие реализации программы реформирования УИС.

По материалам ГУ Минюста России
по Нижегородской области
Николай Северин
  • Просмотров: 1617
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.