Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
Реформирование уголовно-исполнительной системы России требует новых законов

В Федеральной службе исполнения наказаний, 3 апреля 2012 года, состоялась пресс-конференция на тему: «Новые требования – новые законы». С журналистами встретился начальник правового управления ФСИН России генерал-майор внутренней службы Юрий Тимофеев.
Юрий Тимофеев рассказал журналистам о разработке новых правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.
- Происходящие кардинальные перемены во всех сферах жизнедеятельности российского общества не обошли стороной и уголовно-исполнительную систему. Её реформирование – органическая составная часть происходящих в стране преобразований, - отметил докладчик. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Первый этап Концепции, охватывающий 2010-2012 годы, предусматривает разработку нормативных правовых актов, направленных на реализацию ее положений.
В этой связи ФСИН России совместно с Минюстом России подготовлены следующие проекты федеральных законов:
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает создание правовой основы для изменения структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, путем замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением), и преобразования воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры.
В указанных целях законопроектом предусматривается внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на регламентацию категорий осужденных, которые подлежат направлению для отбывания наказания в различные учреждения нового вида, а также порядка и условий отбывания осужденными наказания в указанных учреждениях.
Помимо законодательного закрепления новой структуры уголовно-исполнительной системы, порядка и условий отбывания наказания осужденными в исправительных учреждениях нового вида, законопроектом предлагается ряд новаций и изменений, направленных на реализацию иных положений Концепции, а также имплементацию в уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации Европейских пенитенциарных правил, в том числе:
- совершенствование институтов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания путем создания прозрачной и контролируемой системы мотиваций осужденных к указанным видам освобождения от наказания, предоставление членам общественных наблюдательных комиссий права принимать участие в реализации указанных институтов;
- совершенствование понятия исправления осужденных, включение в число средств исправления психологической и социальной работы, получение осужденными профессионального образования;
- законодательное закрепление возможности создания при исправительных учреждениях попечительских советов из представителей государственных предприятий, учреждений, общественных, правозащитных, научных, творческих и религиозных организаций и объединений;
- совершенствование законодательной регламентации взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями;
- расширение оснований перевода осужденных из одного места отбывания наказания в - другое для поддержания социально-полезных связей;
- снятие для несовершеннолетних осужденных ограничений в размере средств, которые они могут расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
- совершенствование оснований и порядка предоставления осужденному длительных свиданий, включение нормы, позволяющей осужденному при заключении брака в период отбывания наказания иметь длительное свидание продолжительностью до трех суток, не входящее в счет положенных и предоставляемых в порядке поощрения свиданий;
- совершенствования порядка переписки осужденных к лишению свободы, в том числе законодательное закрепление возможности при отсутствии на лицевом счете осужденного денежных средств направления предложений, заявлений и жалоб, адресованных в органы, уполномоченные осуществлять контроль, за счет средств федерального бюджета (не более шести почтовых либо телеграфных отправлений в год);
- законодательное закрепление права осужденных на телефонные разговоры с использованием систем видеоконференцсвязи, в том числе через информационно-коммуникационную сеть Интернет (при наличии технической возможности);
- предоставление осужденным права пользоваться аудиокнигами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний;
- закрепление нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы на уровне международных требований: (в тюрьмах и колониях-поселениях не менее 4 квадратных метров, в воспитательных центрах - 6 квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - 3 квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - 5 квадратных метров);
- закрепление права осужденных - инвалидов первой и второй группы на размещение с учетом индивидуальных потребностей в уходе и лечении, доступ к физическому окружению, объектам и услугам общего пользования;
- повышение возраста детей, которых осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений, с трех до четырех лет включительно, с закреплением необходимого размера площади помещения, предназначенного для размещения детей в доме ребенка (не менее 4,5 квадратных метров на одного ребенка;
- в помещениях с дневным пребыванием матери не менее 8 квадратных метров;
- в помещениях, предназначенных для совместного проживания матери и ребенка - не менее 10 квадратных метров);
- закрепление права осужденных на получение бесплатной медицинской помощи в рамках реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение дополнительных медицинских услуг, оплачиваемых за счет собственных средств;
- совершенствование механизмов работы уголовно-исполнительных инспекций путем внедрения прогрессивных инновационных технологий с использованием современных автоматизированных технических средств;
- совершенствование с учетом новой структуры уголовно-исполнительной системы законодательного регулирования вопросов профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
- совершенствование вопросов воспитательной работы с осужденными, в том числе институтов поощрения и взыскания, регламентация социальной и психологической работы с осужденными к лишению свободы;
- ликвидация института самодеятельных организаций осужденных к лишению свободы;
совершенствование законодательного регулирования вопросов освобождения осужденных от отбывания наказания.
Одновременно законопроектом предусматривается внесение в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации корреспондирующих изменений, а также изменений, направленных на устранение имеющихся в нем пробелов и противоречий в части, касающейся деятельности уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, законопроектом предлагаются изменения в иные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы.
«О внесении изменений в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект направлен на улучшение условий содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В частности, законопроектом устанавливается возможность содержания в следственном изоляторе лиц, задержанных для выдачи по запросу иностранного государства. Кроме этого, устанавливается возможность освобождения указанной категории лиц из СИЗО, правами начальника учреждения, при отсутствии в СИЗО информации о продлении сроков содержания под стражей; устанавливается обязанность лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, информировать администрацию мест содержания под стражей о допуске или отводе защитника (адвоката) от участия в уголовном деле.
Кроме этого, вносятся изменения, устанавливающие норму, что цензура переписки лица, заключенного под стражу, со своим адвокатом возможна лишь в случаях, когда у администрации СИЗО есть разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность СИЗО или носит какой-либо иной противоправный характер. В таких случаях администрация СИЗО обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры.
Предусматривается законодательное закрепление нормы жилой площади для категории подозреваемых и обвиняемых женщины с ребенком – менее 10 кв. метров; предлагается установить обязанность администрации СИЗО создавать условия для привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду.
Также предлагается установить, что администрация СИЗО совместно с государственными или муниципальными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в сфере образования, обеспечивает несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым получение образования по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Расширяется перечень поощрений и взысканий, которые могут быть применены к подозреваемым и обвиняемым.
«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Законопроектом регулируются вопросы в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также вопросы назначения пенсии сотрудника уголовно-исполнительной системы;
«О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».
Законопроект направлен на закрепление правовых, организационных и финансово-экономических основ прохождения службы в уголовно-исполнительной системе;
«О внесении изменений в статью 15 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации». Законопроект разработан в целях повышения эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность участия представителей общественной наблюдательной комиссии в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов об условно-досрочном освобождении, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменении вида исправительного учреждения.
Реализуя поставленные задачи, ФСИН России развернула активную работу по коренному изменению российской уголовно-исполнительной системы.
Предыдущие годы стали временем очень активной работы по определению концептуального пути дальнейшего совершенствования пенитенциарной политики государства, подготовки новых нормативных правовых актов, направленных на соблюдение и защиту прав человека.
Так, только в 2011 году Президентом Российской Федерации подписано 14 федеральных законов, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы (в 2008 – 9; в 2009 – 11; в 2010 – 10).
Наиболее значимым для уголовно-исполнительной системы является проект федерального закона:
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 № 420-ФЗ. Федеральный закон направлен на совершенствование системы уголовных наказаний Российской Федерации в части расширения перечня альтернативных лишению свободы видов наказаний.
Так, Федеральным законом предлагается ввести новый самостоятельный вид наказания – принудительные работы, заключающиеся в обязательном привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, с содержанием осужденного под надзором в специальном учреждении, исполняющем наказание без изоляции от общества – исправительном центре.
Принудительные работы могут быть назначены осужденному на срок от 6 месяцев до 5 лет за преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение тяжкого преступления впервые.
Реализация заложенных в законопроекте предложений должна привести к сокращению числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Соответственно сократятся бюджетные затраты на содержание осужденных, что позволит за счет этой экономии профинансировать работы по организации мест отбывания принудительных работ.
Одновременно, Федеральный закон направлен на формирование механизма реализации меры пресечения в виде домашнего ареста, а также обеспечения равных прав граждан при назначении им наказания в виде исправительных работ.
Кроме того, в настоящее время в органах государственной власти находятся 23 проекта федеральных закона, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы.
Дополнительно следует отметить, что согласно информационному письму Аппарата Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № П4-48209, получено согласие Президента Российской Федерации (от 19 октября 2011 г. № ПР-3146) на подготовку отдельного проекта федерального закона о социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, в число которых входят Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба исполнения наказаний.
Данный законопроект, направленный на обеспечение социальной защиты и единства устанавливаемых социальных гарантий сотрудникам указанных органов, в настоящее время разрабатывается Минюстом России.

По материалам: fsin.su
03.04.2012
  • Просмотров: 2886
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.