Судебная практика

Загрузка...

Для тех кто ждет...

Твиты пользователя @Prisonlife_ru

Мы ВКонтакте



Реклама


Заявления, ходатайства, жалобы

Поиск по тегам

Колонии на карте России

Эксклюзив

Загрузка...

Реформирование воспитательных колоний для несовершеннолетних нужно признать нецелесообразным


Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования в 2011 - 2013 годах средств федерального бюджета на реализацию «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» в части реформирования воспитательных колоний для несовершеннолетних».
С докладом выступил аудитор Сергей Мовчан. Как напомнил аудитор, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы (УИС) предусмотрено преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте*.
В целях реализации этих положений в 2010 г. ФСИН России разработана модель воспитательного центра на основе европейских стандартов обращения с несовершеннолетними осужденными. Модель предусматривает несколько требований: раздельное содержание осужденных в зависимости от степени криминальной зараженности, введение дифференцированных условий отбывания наказания в зависимости от поведения, комплексная организация и проведение социальной психологической и педагогической работы, увеличение штата специалистов отдела по социальной работе – социальных педагогов и др.
Апробация модели проводилась в 6 воспитательных колониях - Новооскольской, Можайской, Брянской, Алексинской, Канской и Белореченской и была согласована с Минюстом России (декабрь 2010 г.) и Генпрокуратурой (январь 2011 г.). Но порядок ее апробации, финансового и материально-технического обеспечения нормативными правовыми актами утвержден не был, что нарушает положения Концепции. Так, согласно Плану мероприятий в 2011 г. необходимо было изменить законодательство для регулирования вопросов эксперимента. А сама реорганизация воспитательных колоний должна быть проведена только в 2013-2016 гг.
«В настоящее время вся работа по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры проводится без принятия законодательного акта, закрепляющего понятие воспитательного центра как нового типа исправительного учреждения, - заявил аудитор. Кроме того, эта работа началась без разработки критериев ее оценки и показателей достижения целей, которые должны были позволить оценить эффективность проводимых мероприятий и отражать динамику происходящих изменений в воспитательных колониях».
Преобразование осуществлялось за счет значительного сокращения расходов на капремонт остальных учреждений. Так в 2011 г. на ремонт преобразуемых колоний было израсходовано 71,9% бюджетных ассигнований, предусмотренных на капремонт всех воспитательных колоний, в 2012 г. - 92,1%, в 2013 г. - 46,8%. В проверяемый период фактические расходы на капремонт преобразуемых колоний превышали расчетные потребности от 6 до почти 19 раз.
Для сравнения, в 2008-2010 гг. на капремонт 6 указанных колоний приходилось всего 16,7% бюджетных ассигнований - 139,2 млн. рублей. При этом в 2011 г. 6 воспитательных колоний, в 2012 г. - 14, а в 2013 г. - 10 колоний вообще не получали средства на проведение капремонта.
Проведенная проверка показала, что бюджетные расходы на реформирование воспитательных колоний для несовершеннолетних в объеме 928,8 млн. руб. до настоящего времени не достигли ожидаемого результата. Мероприятия по строительству, реконструкции и капремонту объектов воспитательных колоний к установленному сроку не завершены, ремонтные и строительные работы, запланированные к завершению в 2012 г., превысили установленные сроки более чем в 2 раза и продолжаются до настоящего времени.
При сохранении существующего подхода работы по преобразованию остальных 26 воспитательных колоний могут затянуться на длительный период, который может выйти далеко за рамки реализации Концепции развития УИС.
По мнению аудитора, это свидетельствует, с одной стороны, о низкой эффективности принимаемых ФСИН мер, а с другой - указывает на существенную затратность проводимых работ для федерального бюджета. Тем более что объективная оценка целесообразности создания в России воспитательных центров именно в предложенном виде с учетом отечественной специфики финансирования исправительных учреждений на момент проверки не проводилась. Тогда как в ФСИН при создании модели воспитательного центра за основу взяли модель кантональной тюрьмы для несовершеннолетних, которая действует в Швейцарской Конфедерации. В государстве, имеющем довольно высокий уровень жизни и экономического развития, и, в то же время, низкий уровень преступности и небольшую территорию.
Таким образом дальнейшее перепрофилирование колоний без проведения объективного анализа планируемых затрат и возможностей бюджетного финансирования, а также устранения установленных по результатам аудита недостатков, нужно признать нецелесообразным.
В рамках контрольного мероприятия был проведен анализ расходов на содержание одного несовершеннолетнего осужденного в год в преобразуемых воспитательных колониях в сравнении с аналогичными показателями на содержание одного ребенка в детских домах, расположенных в тех же регионах России.
«В 2011 - 2013 гг. общие расходы на содержание одного воспитанника превышали расходы на содержание одного ребенка в детском доме в среднем на 833,1 тыс. рублей, или в 2,2 раза, что в значительной степени зависело от среднесписочной наполняемости воспитательных колоний», - уточнил аудитор. Согласно результатам проверки, среднегодовые расходы на одного воспитанника в колонии составляют свыше 1,5 млн. руб., а на одного ребенка в детском доме - 689,5 тыс. рублей».
Кроме того, Сергей Мовчан обратил внимание на изменение ситуации в стране в этой сфере. В частности, количество несовершеннолетних осужденных за последние годы резко сократилось, притом, что установленный лимит наполнения колоний в сравнении с фактическим количеством содержащихся воспитанников остается неоправданно высоким. В проверяемый период среднее наполнение составляло 17,8% от установленных лимитов, а на сегодняшний день, при содержании в них только 1863 воспитанников, составляет всего 17,1%**.
На Коллегии было рассмотрено предложение Счетной палаты по решению этой проблемы. Минюсту и ФСИН предложено рассмотреть вопрос о приближении лимитов наполнения воспитательных колоний к реальной численности, содержащихся в них несовершеннолетних осужденных.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо с приложением отчета о результатах контрольного мероприятия Министру юстиции, представление - директору Федеральной службы исполнения наказаний. Отчет направлен также в Совет Федерации и Госдуму РФ.
Справочно
*
Реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации до 2020 г. осуществляется в три этапа. На первом этапе – 2010-2012 гг. - подготовка нормативных правовых актов, регулирующих реализацию мероприятий Концепции. На втором – 2013-2016 гг. – проведение самих мероприятий по перепрофилированию большей части исправительных учреждений. Третий – 2017-2020 гг. - окончание плановых и программных мероприятий, планирование развития УИС на последующие годы.
**К началу 2011 г. в структуре ФСИН насчитывалось 64 воспитательные колонии. С 2011 г. перепрофилированы или ликвидированы 23 из них, на момент проверки функционировала 41 воспитательная колония с общим лимитом наполнения 10 916 мест. По состоянию на 1 октября 2014 г. в воспитательных колониях отбывают наказание 1 863 несовершеннолетних, что составляет 17,1 % установленного лимита в 10 916 мест.

По материалам: ach.gov.ru
22.01.2015

  • РЕЙТИНГ:
  • Просмотров: 3352
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ


Читайте также

Интересное в сети