Судебная практика

Загрузка...

Для тех кто ждет...

Твиты пользователя @Prisonlife_ru

Мы ВКонтакте



Реклама


Заявления, ходатайства, жалобы

Поиск по тегам

Колонии на карте России

Эксклюзив

Загрузка...

Борьба с коррупцией в России: реляции и реальность


Проблема коррупции в России продолжает оставаться одной из приоритетных, более того – острой проблемой современной России. Она создает реальную угрозу безопасности и демократическому развитию государства и общества, конституционному строю, подрывает авторитет страны, наносит ущерб демократическим основам управления обществом, функционированию государственного аппарата, ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, нарушает принципы верховенства права и установленный порядок осуществления полномочий должностными лицами органов государственной власти, управленческих структур частного сектора экономики, разрушает моральные и общественные ценности, дискредитирует страну на международном уровне.
Коррупция в сфере государственного управления предполагает эксплуатацию публичной власти в личных интересах. Потенциально наиболее коррумпированной есть исполнительная власть, поскольку она обеспечивает реальное внедрение в жизнь законов и других правовых актов государства, практическое применение всех рычагов ее управленческого влияния на важнейшие процессы общественного развития. Поражение коррупцией властных структур неотвратимо приводит к снижению роли государства, как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование небольшой части общества на проблемах большинства, переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в «теневую» криминальную сферу.
Конечно же в Российской Федерации принимаются различные меры противодействия этому социальному злу – на законодательном, правительственном, региональном, ведомственном и местном уровнях. Государственной Думой Российской Федерации 19 декабря 2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», в 2009 году было изменено законодательство о государственной службе. Указом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева от 13 апреля 2010 года была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, а также обновленная редакция Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы. "Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Выступая 6 апреля на заседании Совета по противодействию коррупции в Кремле, когда обсуждался проект документа, Дмитрий Медведев подчеркнул, что без изменения отношения в обществе к явлению коррупции не удастся ничего сделать.
Выполнять положения стратегии и плана должны федеральные и региональные госорганы, муниципальные образования, институты гражданского общества, организации и физические лица, в частности, при формировании и исполнении бюджетов, в кадровых вопросах, в законодательных инициативах и при принятии законов, путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества. Эти документы, по мнению разработчиков, должны способствовать коренному перелому общественного сознания и формированию в обществе атмосферы неприятия коррупции.
Депутаты Госдумы, специализирующиеся на вопросах противодействия коррупции, в целом поддерживают документ, но считают, что нужны более конкретные, практические шаги. Эксперты, в свою очередь добавляют, что национальная стратегия должна была разрабатываться не только исполнительной властью, но и обществом.
План противодействия коррупции, который обновляется каждые два года, предусматривает развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Однако, член антикоррупционной думской комиссии депутат от КПРФ Виктор Илюхин критически отнесся к появлению новой стратегии. Он полагает, что новые документы не решат проблемы. "Говорим много, планируем много, а результат, эффективность почти нулевая", - сказал Илюхин РИА Новости, комментируя документы, подписанные президентом. "У нас по сути дела состоялась подмена (реальной борьбы) составлением различных планов", - полагает депутат. Он напомнил, что несколько лет назад президент утвердил Национальный план противодействия коррупции, на основе которого были составлены аналогичные планы во всех регионах, были проведены совещания, были созданы рабочие группы, советы по противодействию коррупции. Однако, считает Илюхин, "коррупция за последние 1,5 года не только не уменьшилась, но и по оценкам экспертов коррупции стало еще больше среди чиновников".
По итогам заседания коллегии Генпрокуратуры РФ в марте 2010 года, Дмитрий Медведев прокомментировал достижения в борьбе с коррупцией, о которых докладывали генпрокурор Юрий Чайка и глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин. «Цифры, которые сегодня приводились, действительно неплохие, действительно растет количество раскрываемых преступлений по взяткам, правда, огорчает то, что осуждаются взяткодатели, а не взяткополучатели». «Тем не менее, эта сложная работа должна быть продумана и продолжена, и не только в направлении расследований коррупционных деяний, взяток и других должностных преступлений, но также нужно посмотреть на поляну шире», — призвал Медведев.

Но тогда почему в ежегодном рейтинге коррумпированности различных стран мира, исходя из Индекса восприятия коррупции (CPI), составленноого экспертами международной организации Transparency International 2010 года, который измеряет уровень коррупции в госсекторе и определяется на основе опросов среди экспертов и бизнесменов, Россия из 180 государств, заняла позорное 146 место? Более того, по подсчетам экспертов международной организации Transparency International, объем коррупционного рынка в России в 2009 году составил $300 млрд, при этом размер средней взятки вырос за год в 2,4 раза - с 8 тыс. рублей в прошлом году до 27 тыс. рублей в нынешнем. В России зафиксирован самый высокий уровень коррумпированности в госсекторе за последние восемь лет. Такой вывод делает центр Transparency International, основываясь на ежегодном исследовании индекса восприятия коррупции в 180 странах.
Конечно же, учитывая элементы субъективизма и условностей при проведении опросов респондентов, всецело доверять этим экспертным оценкам нельзя, но и игнорировать их, отмахиваться от них тоже не стоит, поскольку они наводят на определенные размышления. Например, член комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству, коммунист Валентин Романов тоже не доверяет подобным рейтингам, но одновременно признает, что российские чиновники присваивают огромные средства, тормозя тем самым развитие страны. При этом методы, которыми борется с коррупцией нынешнее правительство, Романов не считает эффективными.
В интервью "Российской газете" министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев оценил ущерб, который наносит коррупция экономике России в 40 млрд руб. в год. "Из-за высокой латентности истинные масштабы коррупции точно определить невозможно, - заявил министр. - Они оцениваются лишь на уровне социологических исследований и экспертных мнений. Так, по данным Парламентской комиссии по борьбе с коррупцией, суммарный ущерб, причиняемый экономике России этим явлением, достигает 40 миллиардов рублей в год. А согласно некоторым зарубежным экспертным оценкам - превышает $20 млрд". Конечно, 300 млрд. дол. США и 40 млрд. руб – это, как говорят в Одессе, две большие разницы, но все же…
Краткий анализ результатов деятельности правоохранительных органов, которые ведут борьбу с преступностью в сфере экономики и с коррупцией указывает на тенденцию уменьшения количества выявленных преступлений в сфере экономики с 459,2 тыс. преступлений в 2007 г., до 428,8 тыс. преступлений в 2009 г. Из этого количества зарегистрированных преступлений 2009 г., выявлено только 106,1 тыс. лиц, уголовные дела, в отношении которых направлены в суды суды. В тоже время, за этот период прослеживается рост выявленных преступлений, совершенных против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления от 35.7 тыс. преступлений в 2007 г., до 43,1 тыс. преступлений в 2009 г., выявлено 9045 лиц, уголовные дела, в отношении которых направлены в суды. Возросло также количество выявленных фактов взяточничества за анализируемый период с 11,6 тыс. преступлений до13,1 тыс., и только 6269 лиц, уголовные дела, в отношении которых направлены в суды. Материальный ущерб от выявленных преступлений в 2009 году составляет 1.147 млрд. рублей, в том числе от преступлений экономической направленности - 1.076 млрд. руб. Но количество выявленных преступлений, далеко не в полной мере характеризует эффективность работы соответствующих подразделений, например, Департамента экономической безопасности. Главным мерилом эффективности их работы является количество лиц, в отношении которых судом вынесены приговоры к реальным мерам наказания. По данным официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, число лиц, осужденных по приговорам, вступившим в законную силу за совершение преступления в сфере экономики в 2009 году составило 450,5 тис. человек, что на 59,2 тис. осужденных меньше по сравнению с 2007 годом. В то же время необходимо отметить, что по 43,1 тис. выявленных преступлений, совершенных против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления (т.е. преступления коррупционного характера) выявлено 9045 лиц, уголовные дела, в отношении которых направлены в суды. Из этого числа лиц судом, к разным мерам наказания, за преступления коррупционной направленности (см. п.1 ст.1 ФЗ РФ « О противодействии коррупции»), совершенные в 2009 году к различным мерам наказания осуждено по приговорам, вступившим в законную силу всего лишь 8,1 тис. человек. Грубо говоря, сначала сотрудники правоохранительных органов создают «вал», а в последствии каждое пятое уголовное дело «отправляется в корзину», возможно по причине малозначительности, низкого уровня профессионализма (неумение вовремя закрепить доказательства) и т.п.
Еще более скромно обстоят дела в борьбе со взяточничеством. В 2009 году правоохранительными органами выявлено 13141 случаев взяточничества. Всего в суды направлены уголовные дела на 6269 лиц за совершение взяточничества, из них осуждено 5388 лиц, в том числе за получение взятки 1176 человек, из них без отягчающих обстоятельств – 1629 человек, а из этого числа к реальной мере наказания - лишению свободы осуждено лишь 332 человека. За получение взятки при отягчающих обстоятельствах осуждено 147 человек, в т.ч. к лишению свободы осуждено 105 человек. За дачу взятки осуждено 3612 человек, в том числе к лишению свободы – 332 человека. За дачу взятки статьей ч.2 ст. 291 УК РФ предусмотрено максимальное наказание лишение свободы на срок до 8 лет (без определения нижнего предела срока наказания). В этой связи, можно предположить, что за дачу взятки, в основном осуждены рядовые граждане, т.е. те, кто законным путем долгие годы не мог решить свои наболевшие проблемы.
Таким образом, по 13141 зарегистрированному случаю взяточничества к реальным мерам наказания осуждено: за получение взятки лишь 437 человек и 332 человека за ее дачу, т.е. примерно, по каждому 17 случаю взяточничества изобличаются взяточник и взяткодатель, наступает неотвратимость наказания. Для завершенности анализа не достает данных (по причине отсутствия в свободном доступе) о: профессиональном составе осужденных, в том числе по выборным должностям и в правоохранительных органах; конкретных сроках лишения свободы; количестве осужденных к которым применена дополнительная мера наказания – конфискация имущества; количестве осужденных, совершивших преступление в составе организованной группы; лицах каких профессий вынесены приговоры о лишении права занимать определенные должности в государственной и муниципальной службе и другие данные. Для сведения: в 2009 году из общего числа осужденных 882,3 тис. человек, только к 798 осужденным была примннена дополнительная мера наказания – конфискация имущества. В 2003 году – эта мера была применена к 16663 осужденным.
Учитывая системный характер коррупции в России, глубину и степень пораженности различных сфер жизнедеятельности общества, численность государственных служащих, численность депутатского корпуса всех уровней, численность сотрудников правоохранительных органов, здравоохранения и образования и т д. и т.п., имеющиеся результаты «титанического» труда тысяч борцов с коррупцией на поверку оказались весьма скромными. Вот такая картина маслом.

Напрашивается вопрос, в чем же причина низкой эффективности противодействия коррупции? Причин много и о них многие знают, назовем лишь некоторые.
● Низкая эффективность политических инициатив, направленных на противодействие коррупции – как социальному явлению.
● Недостатки в реформировании основных сфер общественной жизни (административных процедур, судебной, налоговой и правоохранительной систем, регуляторной деятельности государства, решения социальных проблем).
● Недостаточный профессиональный уровень сотрудников правоохранительных, контролирующих и других государственных органов для проведении мероприятий по противодействию коррупции, высокий уровень коррумпированности этих органов. Анализ деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией свидетельствует о том, что достигнутые ими в этом деле результаты не отражают реальных масштабов и тенденций развития коррупционных явлений в России.
● Высокий уровень «тенизации» экономики.
● Несовершенность статистического мониторинга и отчетности о борьбе с коррупцией и связанных с нею правонарушений у всех сферах государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
● Низкий контроль за выполнением государственными органами и службами норм законов, направленных на борьбу с коррупцией.

Более того, те кому положено знают как эти причины устранить, но воз и ныне там. Например, член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, коммунист Валентин Романов признает, что российские чиновники присваивают огромные средства, тормозя тем самым развитие страны. При этом методы, которыми борется с коррупцией нынешнее правительство, Романов не считает эффективными. "Я довольно скептически оцениваю те демарши на телевидении, которые в последнее время под названием "борьба с коррупцией" проводились по линии высшего руководства МВД. Я думаю, что здесь нужно не столько телевидение, сколько воля, последовательность и жесткий спрос за соблюдение законов - кого бы это ни касалось", - говорит депутат. Кроме воли и жесткости, по мнению Романова, нужны и законодательные меры. Хотя разгул коррупции депутат-коммунист связывает с тем, что он называет "диким капитализмом". По его мнению, в такой капитализм рухнули все бывшие советские республики, кроме Белоруссии. Жаль только, что не всегда нужные законодательные меры принимаются.
Подтверждением этому, является отклонение Государственной Думой Российской Федерации законопроекта о поправках к Налоговому кодексу Российской Федерации, причем антикоррупционной направленности, в соответствии с которыми предлагалось признать объектами налогообложения с дифференцированной ставкой от 1 до 5% предметы роскоши, в том числе элитное жилье, дачи и земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей, автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера которые стоят 2 млн. рублей и больше, а также драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше. Законопроект рассматривался в первом чтении, и за его принятие проголосовали три фракции - КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР, всего 115 депутатов (при необходимом минимуме в 226). Оказывается, сто пятнадцать народных депутатов от трех фракций Государственной Думы РФ не понимают того, что понимает вице-премьер Александр Жуков, который уведомил депутатов, что правительство не поддерживает законопроект, поскольку он приведет к "двойному налогообложению имущества и увеличению налоговой нагрузки на физических и юридических лиц".
Как видим, « что положено Юпитеру, то не положено быку». Это пример того, когда возможность противодействия коррупции есть, а желания – нет.

В качестве напоминания руководителям и рядовым сотрудникам министерств и ведомств, на чьи плечи возложена весьма ответственная обязанность выявления и истребления коррупции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О противодействии коррупции

от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ

(извлечение)


Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов
по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

Николай Северин

  • РЕЙТИНГ:
  • Просмотров: 3845
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ


Читайте также

Интересное в сети