Судебная практика

Загрузка...

Для тех кто ждет...

Твиты пользователя @Prisonlife_ru

Мы ВКонтакте



Реклама


Заявления, ходатайства, жалобы

Поиск по тегам

Колонии на карте России

Эксклюзив

Загрузка...

Генеральный прокурор Российской Федерации: о борьбе с коррупцией, состоянии преступности, терроризме, ситуации в ИК и СИЗО


Выступая на заседании Совета Федерации Российской Федерации с ежегодным докладом о состоянии законности и правопорядка, а также мерах по их укреплению, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, кроме других важных проблем, обратил особое внимание на наиболее актуальные вопросы борьбы с коррупцией, состоянием преступности, терроризмом, ситуацию в исправительных колониях и следственных изоляторах.

Противодействие коррупции
Состояние законности в стране диктует необходимость рассмотрения многих складывающихся правоотношений через призму противодействия коррупции, которая нередко препятствует реализации основных прав граждан.
В 2012 г. проведена значительная работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства, в том числе в связи с присоединением России к ряду международных договоров. Это позволило более эффективно реализовывать положения Федерального закона «О противодействии коррупции».
По результатам проведения надзорных мероприятий в прошедшем году прокурорами вскрыто 349 тыс. нарушений законов в области противодействия коррупции. Причем, как и прежде, наибольшее их количество (почти 235 тыс.) установлено в деятельности органов местного самоуправления.
Особое место в нашей работе занимает организация проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов. Мы добились того, что она приобрела тотальный характер. Только прокурорами в прошедшем году изучено более 1 млн. 200 тыс. нормативных документов, почти в 58 тыс. из них исключены коррупциогенные факторы.
В целом деятельность всех органов власти и управления по отсеву коррупционных норм можно оценить положительно.
Прокурорами в 2012 г. изменен подход к проведению надзорных проверок в сфере государственных закупок. Мы не только осуществляли мониторинг конкурсной документации, размещаемой в открытых источниках, но и проводили проверки фактического исполнения работ. Это позволило выявить нарушений почти на четверть больше, чем в 2011 г. (всего почти 46 тыс.).
Прокурорами пресекалось размещение заказов на бесконкурсной основе, а также незаконное проведение конкурсов, нарушающее конкурентные механизмы и права участников торгов.
Даже в отсутствие четкой правовой регламентации порядка формирования цены контрактов, выявлялись факты ее завышения, которым давалась правовая оценка.
В прошедшем году по нашим материалам в сфере госзакупок возбуждено 171 уголовное дело, ряд из них – известные вам дела особого социального резонанса.
Так, по инициативе органов военной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения заводом «Дагдизель» госконтракта на поставку и модернизацию боевых торпед в размере свыше 2,7 млрд. руб. По иску военного прокурора завод обязался в добровольном порядке возвратить указанную сумму. Кроме того, в качестве неустойки с него взыскано более 120 млн. руб.
Давая в целом оценку работе правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями, необходимо отметить, что в истекшем году она активизировалась. Установлено свыше 49 тыс. посягательств, что почти на четверть превысило уровень 2011 г. На 13% больше установлено лиц, совершивших такие деяния.
Вместе с тем, имеется и ряд проблем.
Несмотря на общий рост коррупционной преступности, крайне настораживает продолжающееся уже третий год сокращение в среднем на 10% зарегистрированных фактов взяточничества и злоупотребления служебным положением, являющихся наиболее опасными коррупционными преступлениями. В первую очередь считаю это просчетами оперативных служб.
Они обусловлены недостаточным уровнем профессиональной подготовки оперативных сотрудников и, как следствие, их слабыми оперативными позициями, хотя должен сказать, что поводов для сбора соответствующей информации более чем достаточно.
В этой связи очевидна необходимость активизации работы субъектов ОРД по заведению дел оперативного учета в отношении коррупционеров, и их реализации.
Низкая результативность оперативной деятельности отмечается прокурорами и по другим направлениям, таким как розыск пропавших без вести, в первую очередь детей, и раскрытие преступных посягательств.
В 2012 г. из 2 млн. 300 тыс. зарегистрированных преступлений более чем по 1 млн. лица, их совершившие, не были установлены. Остались нераскрытыми почти 45% преступлений, четверть из которых составляют тяжкие и особо тяжкие деяния.

Состояние преступности
Характеризуя состояние преступности в целом, необходимо подчеркнуть сохранение тенденции сокращения, числа регистрируемых преступлений (-4,3%), которая отмечается во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского (+1,9%). Уменьшилось количество убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и грабежей, преступлений экономической направленности.
Вместе с тем настораживает, что данные процессы происходят на фоне роста поступающих в правоохранительные органы заявлений и иной информации о происшествиях.
В истекшем году их количество увеличилось почти на 7%, превысив число учтенных преступлений в 11 с половиной раз. Таким образом, поводы для возбуждения дел растут, а число таких решений, напротив, уменьшается.
Причину этого мы видим в значительном количестве нарушений (свыше 3,4 млн.), допускаемых на стадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях.
Растет (+11%) число отмененных прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, распространены случаи неоднократного вынесения данных постановлений при наличии признаков преступления либо по неполно проверенным данным. Только в 30 охваченных в прошлом году проверкой Генеральной прокуратуры регионах два и более раза прокурорами отменялось 170 тыс. таких решений, почти 2,3 тыс. из них – свыше 10 раз.
Например, в Ставропольском крае прокурор вынужден был 5 раз отменять незаконные постановления следователя по факту безвестного исчезновения человека, пока добился возбуждения уголовного дела об убийстве (в настоящее время виновный осужден).
На 59% возросло в 2012 г. число неправомерных отказов следственных органов в приеме сообщений о преступлениях и случаев их нерегистрации. В подразделениях Следственного комитета России их количество за истекший год увеличилось в 2,5 раза, в органах дознания ФСКН - в 4 раза, а в дознании Федеральной пожарной службы МЧС России - более чем в 10 раз.
К сожалению, остается невысоким и качество следствия и дознания. Значительное количество уголовных дел возвращается прокурорами для дополнительного расследования. Число таких дел в 2012 г. превысило 37 тыс.
Еще одна острая проблема – соблюдение разумных сроков досудебного производства.
Доля уголовных дел, оконченных с превышением срока, установленного законом, растет угрожающими темпами. В истекшем году это практически каждое третье дело в органах внутренних дел, а в Следственном комитете и ФСКН почти каждое второе.
Полагаю, что наведению порядка в этом вопросе способствовало бы внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство, обязывающих следователя уведомлять о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу и прокурора, которому должно быть предоставлено право проверять законность и обоснованность такого решения и оперативно пресекать нарушения.
В следственных органах всех ведомств значительно возросли и сроки содержания под стражей. Увеличивается количество лиц, срок ареста которых превышает год (в МВД России – на 15%, в СК России – на 25%, а в ФСКН России – почти на 70%).
Всего же в истекшем году прокурорами установлено свыше 5 млн. нарушений законов, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Таким образом, организация работы правоохранительных органов по-прежнему нуждается в качественном улучшении.

Искажения уголовно-правовой статистики
С 1 января прошедшего года органы прокуратуры наделены полномочиями в сфере уголовно-правовой статистики. Уже первые шаги по реализации этой новой функции высветили проблемы, ранее не известные надзорной практике.
Установлено, что за счет манипуляций со статкарточками получают необоснованный учет тысячи преступлений экономической и коррупционной направленности. Только в Республике Башкортостан их выявлено более 500, а всего за год прокурорами установлено 8,5 тыс. таких нарушений.
В массовом порядке искажаются сведения о результатах расследования дел, об оставшихся нераскрытыми преступлениях, об их тяжести.
Прокуроры повышают требовательность при подписании документов первичного учета, но при этом сталкиваются с все более изощренными проявлениями искажения статистики.
Установлены неединичные случаи фальсификации подписей прокуроров в статкарточках, а в г. Москве мы вообще обнаружили применение шпионских технологий. Карточки заполнялись специальными чернилами, которые позволяли после подписания их прокурором удалять первичный текст методом нагревания и заполнять какие угодно реквизиты заново. Таким способом, можно на бумаге победить и организованную преступность, и коррупцию.
После учета по требованию прокуроров всех фактически установленных данных в целом по России зафиксирован рост на 36% преступлений, совершенных под воздействием наркотиков, на 20% – в состоянии опьянения. Растет рецидивная (+9%) и уличная (+12%) преступность.
Мы, конечно, не испытываем удовлетворения от констатации подобной негативной динамики, однако для эффективного противодействия преступности для начала нужно узнать, каков ее фактический срез.

Борьба с терроризмом
Без сомнения, глобальную угрозу государству и обществу на сегодняшний день представляет терроризм.
В прошедшем году по сравнению с 2011 г. количество зарегистрированных преступлений об актах терроризма снизилось на 17%. Однако сохранилась тенденция роста числа преступлений террористического характера (на 2,4%). Их увеличение отмечается в Приволжском, Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах.
Несмотря на некоторое снижение указанного вида преступности в Северо-Кавказском федеральном округе (на 2%), этот регион по-прежнему является основным источником террористических угроз. Здесь зарегистрировано почти 90% преступлений террористического характера, не прекращаются акции индивидуального террора в отношении сотрудников правоохранительных органов, общественных и религиозных деятелей, и иных лиц, занимающих активную позицию в противодействии терроризму и экстремизму.
В целом особую тревогу вызывает состояние антитеррористической защищенности социальных объектов, жилого сектора, объектов повышенной опасности и крупных транспортных узлов, мест массового пребывания людей.
Ежегодно нами выявляются многочисленные однотипные нарушения законодательства в этой сфере (в 2012 г. их установлено свыше 140 тыс.).
В этих условиях крайне важным является законодательное закрепление обязанностей юридических и физических лиц по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или используемых на ином законном основании, а также установление ответственности за их неисполнение.
Считаю необходимым возобновить начатую почти два года назад работу. Соответствующий законопроект, принятый Государственной Думой в мае 2010 г. в первом чтении, до настоящего времени не рассмотрен.
Угроза терроризма сохраняется, в связи с чем, акцент в противодействии этому явлению нужно сделать на его раннем предупреждении.
Не менее опасными являются и проявления экстремизма, которые в условиях многонационального состава нашего общества приобретают все большую распространенность.
Отмечая рост преступлений данной направленности (в 2012 г. на 12%), следует сказать, что в значительной степени он обусловлен совершенствованием практики их выявления и пресечения.
Благодаря совместной деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти массовых беспорядков на национальной и религиозной почве в прошедшем году не допущено.
Вместе с тем оперативная обстановка в ряде субъектов остается сложной. Она усугубляется высоким уровнем безработицы, в первую очередь среди молодежи, непродуманной миграционной политикой регионов.
Результаты надзорной практики показывают, что деятельность всех субъектов противодействия терроризму и экстремизму нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Ситуации в исправительных колониях и следственных изоляторах
Кратко остановлюсь на ситуации в исправительных колониях и следственных изоляторах.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что состояние законности в них если и меняется в лучшую сторону, то крайне медленно.
В истекшем году прокурорами в ходе проверок выявлено почти 170 тыс. нарушений законов.
По-прежнему наиболее часто встречающимися являются неудовлетворительные медицинское обеспечение, условия содержания, применение недозволенных мер воздействия, а также получившие распространение коррупционные проявления со стороны сотрудников учреждений ФСИН.
Ненадлежащее исполнение законов способствует обострению противостояния между осужденными и администрациями исправительных колоний. Такие случаи имели место в Свердловской, Челябинской областях и других регионах.
Поэтому ситуация у нас на постоянном контроле.
Кроме того, требуют серьезного решения вопросы социальной реабилитации осужденных после их освобождения. На сегодняшний день в большинстве регионов из-за недостаточности соответствующих материальных ресурсов возможности по оказанию им поддержки ограничены или вообще отсутствуют.

По материалам: genproc.gov.ru
30.04.2013

  • РЕЙТИНГ:
  • Просмотров: 2936
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ


Читайте также

Интересное в сети