Судебная практика
Для тех кто ждет...
Мы ВКонтакте
Колонии на карте России
Места лишения свободы

События в мире
Облако тегов
Воспитательные колонии для несовершеннолетних

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, осужденные несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях в которых они содержатся раздельно от взрослых. Это обусловлено необходимостью предупреждения отрицательного влияния более опытных взрослых преступников на несовершеннолетних. Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях, отбывают наказание в обычных, облегченных, льготных и строгих условиях. Четырехступенчатая система режимных требований, стимулируя процесс исправления осужденных, способствует повышению эффективности воспитательного воздействия на них.

При поступлении в воспитательную колонию несовершеннолетние осужденные оказываются в обычных условиях. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, начинают отбывать наказание в строгих условиях.
Срок пребывания осужденного в обычных условиях после прибытия в воспитательную колонию из следственного изолятора исчисляется со дня его заключения под стражу, если он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. В срок нахождения осужденного в строгих условиях засчитывается как время его пребывания в карантинном отделении, так и срок содержания под стражей, если к нему в следственном изоляторе не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.
Несовершеннолетние осужденные из обычных условий отбывания лишения свободы могут быть переведены в облегченные на основании, во-первых, отсутствие у них взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и, во-вторых, добросовестное отношение к труду и учебе. Под добросовестным отношением к труду следует понимать выполнение и перевыполнение осужденным производственных заданий и соблюдение трудовой дисциплины, а под добросовестным отношением к учебе - выполнение учебных заданий и соблюдение учебной дисциплины.

Наряду с основаниями закон устанавливает и условия перевода осужденных из обычных условий в облегченные, а именно:
● для осужденных мужского пола, впервые отбывающих лишение свободы, - отбытие трех месяцев срока наказания в обычных условиях;
● для осужденных мужского пола, ранее отбывавших лишение свободы, - отбытие шести месяцев срока наказания в обычных условиях;
● для всех категорий осужденных женского пола - отбытие трех месяцев срока наказания в обычных условиях.
Отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания и с целью подготовки осужденных к освобождению. При этом, Закон специально не оговаривает условия перевода несовершеннолетних в льготные условия содержания. Однако не вызывает сомнений то, что требования, которые должны к ним предъявляться не могут быть меньшими, чем те, которые предъявляются при решении вопроса о возможности перевода осужденных с обычных условий в облегченные.

Сроки перевода несовершеннолетнего осужденного в облегченные условия законом также не оговорены и определяются администрацией воспитательной колонии в каждом случае строго индивидуально. При этом должно учитываться то, что отбывание наказания на льготных условиях осуществляется, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации колонии. В этой связи поведение осужденного должно демонстрировать стойкую положительную динамику процесса его исправления, а он сам в условиях жизни за пределами колонии, без охраны, но под надзором, не представляет опасности для окружающих.
Злостное нарушение осужденными установленного порядка отбывания наказания является основанием для решения о переводе их из обычных условий наказания в строгие, из облегченных в обычные или строгие, из льготных условий в обычные.
Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются:
● употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;
● мелкое хулиганство;
● угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;
● уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;
● организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;
● мужеложство, лесбиянство;
● организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них;
● отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие влечет изменения их правового положения.
Наиболее значительные изменения правового статуса происходят при переводе осужденных в более строгие условия содержания, а также при их переводе из облегченных условий в льготные. В первом случае он связан с существенным ограничением прав осужденных, во втором - с возможностью серьезного ослабления их изоляции от внешнего мира. Поэтому в том и другом случае решение о переводе принимается начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета колонии.

Регулируя условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях (ст. 133 УИК РФ), закон опирается на два принципиальных положения:
- процесс исправления осужденных, как и в исправительных колониях, должен строиться на основе прогрессивной системы, которая, предусматривая перевод осужденных из одних условий содержания в другие (в зависимости от поведения на более мягкие или, напротив, на более строгие) стимулирует их исправление;
- в соответствии с физиологическими, психологическими и нравственными особенностями несовершеннолетних режим в воспитательных колониях должен быть мягче, чем в исправительных колониях.

Характерной особенностей воспитательных колоний является то, что в них создаются льготные условия содержания осужденных. Их создание обусловлено тем, что несовершеннолетние, как правило, легче поддаются исправительному воздействию, что позволяет переводить их в такие условия отбывания наказания, которые могут быть максимально приближены к жизни на свободе.
Как и осужденные, содержащиеся в исправительных колониях общего и строгого режимов, осужденные несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных, облегченных и льготных условиях, проживают в общежитиях. При отбывании наказания в строгих условиях они проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы и работы время. Это более свободные условия проживания, чем в исправительных колониях, при отбывании наказания в которых осужденные жили в помещениях, запираемых в течение всего времени.
Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. Такая норма закона (ст.133 УИК РФ) способствует обеспечению процесса адаптации несовершеннолетних к условиям жизни на свободе, в том числе с целью предупреждения с их стороны совершения новых преступлений после освобождения.

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, по сравнению с осужденными, содержащимися в исправительных колониях, имеют право расходовать средства, находящиеся на их лицевых счетах, как правило, в больших размерах. Им предоставлено право на большее число свиданий и пользуются правом получения посылок, передач и бандеролей без ограничения.
К несовершеннолетним осужденным в воспитательных колониях применяются такие меры поощрения, как:
● предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;
● предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников;
● досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора;
● досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.
Основаниями для применения мер поощрения к несовершеннолетним осужденным является хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных в воспитательных мероприятиях.

Например, первые два обладают особой привлекательной силой для несовершеннолетних, поскольку для них характерно проявление повышенного интереса к культурно-зрелищным и спортивным мероприятиям, к посещению иных мест развлечения за пределами воспитательной колонии. Третья мера поощрения содержит в себе освобождение от одного из самых суровых дисциплинарных взысканий, четвертая же кардинально изменяет правовой статус несовершеннолетнего осужденного и влечет для него существенные положительные последствия.
Однако, применение мер поощрения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях имеет определенные особенности. Ст.135 УИК РФ устанавливает порядок применения таких мер поощрения, как: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательных колоний в сопровождении родителей, близких родственников, а также лиц, их заменяющих.
Применение указанных мер поощрения осужденным предполагает выдачу принадлежащей им гражданской одежды, поскольку выход осужденных за пределы воспитательной колонии и особенно посещение культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии в одежде установленного для исправительных учреждений образца, выделяет их среди других граждан, что может, во-первых, вызвать недоброжелательное отношение к ним со стороны других лиц, а, во-вторых, может привести к возникновению у осужденных морально-психологического состояния, снижающего воспитательное значения этих мер поощрения.

Посещение осужденными культурно-зрелищных и спортивных мероприятий может быть только в дневное время. Тем самым предупреждаются возможные неблагоприятные последствия - нарушение суточного ритма жизнедеятельности организма несовершеннолетнего, а также опасность возникновения эксцессов, связанных с пребыванием осужденного в общественных местах в темное и позднее время суток.
Продолжительность пребывания осужденного за пределами воспитательной колонии составляет 8 часов - это максимальный срок. С учетом того, что осужденным необходимо время для сна, участия в трудовой деятельности и процессе учебы, они не могут находиться за пределами колонии большее количество времени.
В случае нарушение осужденными порядка отбывания наказания, к ним применяются установленные меры взыскания такие же, как в исправительных колониях:
1) выговор;
2) лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца (эта мера взыскания на просмотр телепередач не распространяется);
3) дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда (эта мера взыскания значительно ограничивает возможности осужденного на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости);
4) водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу.
Последний вид взыскания не предусматривает вывода осужденных на работу, так как он намного бы сократил бы время пребывания нарушителей режима в дисциплинарном изоляторе и тем самым существенно снизил бы его карательное воздействие.
Сравнивая численное соотношение мер взыскания осужденных и применяемых к ним мер поощрения можно отметить, что количество поощрительных мер больше. Это указывает на то, что, что в процессе исправления осужденных несовершеннолетнего возраста, закон делает упор не на применении карательных мер, а на проведение воспитательной работы и поощрение правопослушного поведения осужденных.

Осужденные, которые достигли в период отбывания наказания совершеннолетия, оставляются в воспитательных колониях в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки. При этом они могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более, чем до достижения ими возраста 21 года.
Решение об оставлении осужденного в воспитательной колонии в целях закрепления результатов его исправления должно приниматься только при положительной характеристике осужденного. При этом необходимо также учитывать, что при переводе осужденного в исправительную колонию возможности для его исправления сокращаются, поскольку он оказывается в сложившейся социально-криминологической среде взрослых осужденных, обладающих, как правило, более стойкими антисоциальными качествами.
Негативно на процессе исправления также может сказаться нарушение непрерывности воспитательного процесса, общеобразовательного обучения осужденного и (или) его профессиональной подготовки смена обстановки, коллектива, и устоявшегося образа жизни и отношений с несовершеннолетними осужденными, воспитателями часто очень неблагоприятно сказывается на самом осужденном. При резкой смене окружаемой его обстановки, он нередко становится ожесточенным и менее восприимчивым к мерам по его исправлению, в связи с чем в дальнейшем он может трудно поддаваться исправительному воздействию.

Осужденные несовершеннолетние к лишению свободы при наличии определенных оснований могут быть переведены из воспитательных колоний в исправительные колонии (изолированные участки воспитательных колоний, функционирующие как исправительные колонии общего режима).
Основанием для перевода осужденных, достигших 18 лет, является отрицательная характеристика их поведения за время отбывания наказания. Характеристика дается с учетом общественной опасности совершенных преступлений и особенностей личности осужденных. Само решение о переводе в исправительную колонию осужденного, достигшего восемнадцатилетнего возраста, непосредственно принимается судом.

Осужденные, достигшие 21 летнего возраста, без каких-либо исключений переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии, а также изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима. В связи с тем, что единственным и достаточным согласно закону основанием для перевода в указанном случае является лишь достижение осужденным возраста 21 года, для такого перевода достаточно постановления начальника воспитательной колонии.

В воспитательных колониях организован учебно-воспитательный процесс. Единство учебно-воспитательного процесса определяется тем, что воспитательная и учебная работа, дополняя друг друга, направлены на достижение одних и тех же целей: во-первых, исправления осужденных, во-вторых, подготовки их к последующей жизни на свободе. Воспитательная работа, наряду с формированием нравственных качеств осужденных, прививает им потребность получения общего и профессионального образования. В свою очередь учебная работа способствует закреплению в сознании осужденных различных способов разрешения жизненных проблем, не противоречащих другим людям, обществу и государству. Основными направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Персональную ответственность за организацию воспитательной работы несет начальник колонии. Непосредственное ее применение обеспечивают заместитель начальника колонии по воспитательной работе, инструктор по воспитательной работе, старшие воспитатели (они же начальники отрядов) и воспитатели, психологи, старший инспектор по физкультурно-спортивной работе, старший инспектор по трудовому и бытовому устройству, работники общеобразовательной школы и профессионального училища и некоторые другие работники воспитательной колонии. В колонии организуется методическое обеспечение воспитательной работы. Высшим методическим, постоянно действующим коллегиальным органом в колонии является учебно-воспитательный совет.

Воспитательная работа с осужденными проводится как индивидуально, так и в групповых (массовых) формах. Индивидуальная воспитательная работа позволяет учесть особенности личности каждого осужденного. В ней находят выражение нравственные, правовые, трудовые и другие направления воспитания несовершеннолетних. В конечном итоге она ориентирована на их успешную адаптацию к жизни на свободе.
Групповые и массовые формы воспитательной работы находят выражение в организации занятий, лекций, собраний, конкурсов, диспутов, конференций, смотров художественной самодеятельности, спортивно-зрелищных мероприятий, в кружковой работе и др. Воспитательная работа в этих случаях основана на одновременном участии в мероприятиях различных групп несовершеннолетних. Она направлена на обучение подростков общению и взаимопомощи, формирование у них коллективистских начал, укрепление дисциплины и правопорядка в колонии. Основными организационными формами проведения воспитательной работы являются отряд и отделения. Комплектование отрядов и отделений осуществляется с учетом режимной, педагогической и производственной целесообразности.

УИК РФ установлено, что основное (полное) общее образование осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, осуществляется на базе вечерней общеобразовательной школы, что позволяет совместить их общее образование с трудовым воспитанием. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных проводится на базе профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.

Николай Северин
  • Просмотров: 25785
Рейтинг:
(голосов: 1)


Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.