Судебная практика

Загрузка...

Для тех кто ждет...


Мы ВКонтакте



Реклама


Заявления, ходатайства, жалобы

Поиск по тегам

Колонии на карте России

Эксклюзив

Загрузка...

Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых ...


Генеральная прокуратура Российской Федерации
Приказ
от 5 августа 2003 г. № 27

"Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах"

Несмотря на комплекс правовых, организационных и иных мер, направленных на реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России и приведение условий содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, в соответствие с международными стандартами, в исправительных учреждениях и следственных изоляторах продолжают иметь место грубые нарушения закона. Со стороны сотрудников этих учреждений нередки случаи грубости и произвола, недозволенных связей с осужденными. Не соответствуют установленным нормам материально-бытовое и санитарно-медицинское обеспечение.
Между тем во многих регионах надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей рассматривается как второстепенный, а за применением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, - практически отсутствует. Прокурорское вмешательство пока не является эффективной гарантией соблюдения прав граждан, средством устранения нарушения законности, применения к виновным предусмотренных мер воздействия.
В целях обеспечения надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях рассматривать надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" как важную составную часть общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.
Организовать работу так, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нарушения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
1.1. При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях особое внимание обращать на законность содержания в этих учреждениях осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием, иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения.
1.2. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, имея в виду прежде всего изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания, законность проведения обысков и досмотров.
Исходить из того, что предусмотренная УИК РФ обязанность осужденных трудиться неотрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений организовать их трудоиспользование в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, пресекать случаи привлечения их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.
1.3. Обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона.
В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания виновных в этом должностных лиц.
Не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения действенности прокурорских мер.
1.4. Ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах.
Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно подвергнутых заключению под стражу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.
1.5. Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах является законность проводимых мероприятий по выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, а также пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.
1.6. В случае возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур республик, краев, областей, военным прокурорам незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, гауптвахтах и дисциплинарных воинских частях, организовывать проведение прокурорской проверки обстоятельств их смерти с принятием по ее результатам процессуального решения.
1.7. Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частей, командирами воинских частей, своевременно опротестовывать их в случае несоответствия закону.
1.8. Регулярно проверять соблюдение требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.
1.9. Обеспечить действенный надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, условного осуждения, а также осуществлении контроля за осужденными, отбывание наказания которым отсрочено.
Проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях проводить ежеквартально. При проверках акцентировать внимание на соблюдении требований закона о постановке осужденных на учет, контроле за их поведением, применении мер воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения возложенных судом обязанностей, обязанностей и запретов, установленных уголовно-исполнительными инспекциями, нарушающим порядок и условия отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, а также на исполнении требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие.
1.10. Работу с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых и осужденных подчинить задачам укрепления законности при исполнении уголовных наказаний.
По каждому обоснованному обращению добиваться принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.
Обращения о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации не реже одного раза в месяц проводить проверки следственных изоляторов или исправительных учреждений. Справки по результатам проверок с приложением актов прокурорского реагирования представлять в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее 25 числа каждого месяца.
Военным прокурорам регулярно участвовать в проверках соблюдения законности в дисциплинарных воинских частях.
2.1. Повысить требовательность к отраслевым прокурорским работникам и прокуратурам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы.
Запретить возложение на названных должностных лиц обязанностей осуществления надзора по другим направлениям.
2.2. Вопросы, связанные с обеспечением законности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и состоянием прокурорского надзора обсуждать на коллегиях или оперативных совещаниях.
Для обеспечения гласности в работе прокуратур поддерживать деловые связи с общественными объединениями, занимающимися проблемами исполнения наказаний, использовать их возможности для пропаганды правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
2.3. Обеспечить направление копий внесенных подчиненными прокурорами протестов и представлений об устранении нарушений закона при содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах, исполнении наказаний в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы, в 5-дневный срок со дня подписания в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с последующим информированием о полученных на них ответах.
3. Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с Главной военной прокуратурой:
3.1. Систематически анализировать состояние надзора и законности при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей, вникать в организацию и содержание деятельности подчиненных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь, распространять опыт эффективной работы.
3.2. Наладить надзор за исполнением законов центральным органом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам.
3.3. Возложить на управление надзор за соблюдением законов в учреждении ИЗ-99/1 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и Следственном изоляторе Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Проверки названных учреждений проводить не реже одного раза в месяц.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В. и Главного военного прокурора Савенкова А.Н.
Считать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. № 2 "Об организации надзора за соблюдением законов в учреждении ИЗ-48/4" и от 26 февраля 1997 г. № 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах".
Приказ направить начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
В.В.Устинов

    РЕЙТИНГ:
  • Просмотров: 4480
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ


Читайте также

Интересное в сети